«Поездка в Антарктику разделила мою жизнь на «до» и «после»

Режиссер Ольга Стефанова – пятая российская женщина, которая зимовала в Антарктике. Ее фильм «Остров Буромского» выиграл в номинации «Лучший документальный фильм» на иркутском кинофестивале «Человек и природа». Картина о настоящих героях-полярниках, кто навсегда упокоился во льдах и чьи могилы не доступны для родных, поразила членов жюри глубиной и искренностью. О своей любви к северу, о том почему она хотела попасть в Иркутск и как создавала фильм, Ольга Стефанова рассказала в интервью газете «Областная».

 

– Ольга, как у вас вообще появилось желание поехать в Антарктику?

– Попасть в касту полярников была моя большая заветная мечта с детства, когда я прочитала книгу про них. Мне всегда казалось, что Антарктида – это моя земля и там мои люди.

 

– Сколько раз вы были там?

– Семь. Из них один раз зимовала в Антарктиде в течение года. Вообще я пятая российская женщина, которая зимовала в там за весь период освоения шестого континента. Всего нас было семь.

 

– Что-то изменилось после поездки?

– Моя жизнь разделилась на «до» и «после». Изменилось все: круг общения, взгляды на жизнь, понимание того, чего хочется делать дальше. Я наконец-то в 30 лет стала верующим человеком. Жизнь до Антарктиды была для меня постоянным бегом, чередой мероприятий, событий, людей, ведь я по первому образованию журналист, а по второму – режиссер. Но за всем этим не было какого-то главного стержня, важного смысла. А в Антарктиде вдруг впервые возникла возможность остановиться, попасть в зону тишины, обрезать какие-то связи, которые меня объединяли со всем привычным миром. Когда это произошло, я вдруг стала близкой самой себе. Вдруг узнала, кто я есть на самом деле. Весь внутренний негатив начинает выходить наружу, и у меня не было возможности от него спрятаться и закрыться. А когда ты сталкиваешься с самим собой таким образом, то понимаешь, что уже не сможешь быть прежним.

 

– Сколько вы работали над фильмом «Остров Буромского»?

– В этот фильм вошли материалы, которые собирались на протяжении 13 лет за время моих поездок в Антарктику. Ведь знакомство с историями людей, которые там погибли, началось уже в 2008 году, когда я впервые побывала на южном полюсе. Если говорить о конкретных съемках, то сама экспедиция в Антарктиду с целью привести в порядок кладбище полярников, которая была сюжетным стержнем фильма, проходила в 2016/2017 году. Дальше два года мы снимали родственников и друзей погибших в России и по всему миру. И наконец в феврале 2020 года у нас была премьера.

 

 

 

– Где вы нашли такую уникальную хронику?

– Все собиралось по крупицам. История каждого человека приходила ко мне в свое время. Допустим, похороны швейцарского фотографа Бруно Зендера, который снимал пингвинов, – любительские кадры, снятые нашими полярниками. С их автором Валентином Кличенко я была знакома с 2008 года, но он никогда не говорил, что у него есть эти съемки. Ему не приходило в голову, что они мне могут понадобиться. И только в 2019 году, когда я ему рассказала, что работаю над фильмом, оказалось, что у него отснята вся эта экспедиция. Но вскоре он скоропостижно скончался от рака. У меня остались эти кассеты как последний привет от него. Я поняла, что он тоже вложил кусочек себя в этот фильм, сохранение памяти своих коллег, и таким образом он как бы продолжает жить. Остальные кадры тоже собирались по крупицам, каким-то чудом. Сын гидрографа и морского офицера Николая Буромского, которого первым захоронили на острове, чьим именем он назван, нашелся почти в самом конце создания фильма. Я знала, что он живет в Москве, но не могла его найти. Когда фильм уже был смонтирован, и почти готова черновая версия, мы решили найти его через базу программы «Жди меня». Оказалось, что в Москве живет единственный человек с такой фамилией и отчеством – Александр Буромский, и он оказался моим соседом. Мы сняли интервью с ним, и оно вошло в фильм в последний момент. И такую удивительную историю можно рассказать про каждого героя картины.

 

– Насколько для вас важно участие и победа в кинофестивале «Человек и природа»?

– Давно хотела сюда, но несмотря на то, что я все время делала фильмы про Антарктиду, две предыдущие работы были телевизионного жанра и в формат Байкальского фестиваля не попадали. Рада, что наконец побывала в Иркутске, дошла до мощей святителя Иннокентия Иркутского, посетила памятник адмирала Колчаку, спускалась к кресту, установленному на месте его расстрела. Словом, сбылось все, чего мне хотелось.

 

Фото Андрея ФЕДОРОВА и с сайта en.mosfilm.ru