16.12.2020 10:28

Играй и сортируй

Иркутянка создает экологические настольные игры

Посылки с экологическими настольными играми из Иркутска уже доставлены в США и Германию, на Сахалин и в Краснодарский край. Их автор – Анна Огородникова, директор Байкальского интерактивного экологического центра. Почему школьники вместо компьютеров и планшетов играют в «Сортируй!» или «Пустое ведро»?

Экологический хит

По образованию Анна лингвист-переводчик. В экологию ее привела Большая Байкальская Тропа, где она начинала работать волонтером.

– Мне очень хотелось практиковать английский с иностранцами. А ББТ – это международный проект. Потом были поездки по деревням, где мы рассказывали школьникам об экологии и уникальном озере на планете, – вспоминает Анна.

Полтора года она провела в США по программе экологического обмена и еще один год жила в Чехии. А в 2016-м вернулась в Иркутск и возглавила автономную некоммерческую организацию «Байкальский интерактивный экологический центр» (БИЭЦ). Его сотрудники проводят мастер-классы, лекции, выездные занятия, сопровождают школьные эко-проекты и выпускают настольные игры.

– Основателем центра была Людмила Кошкарева. Именно она придумала первую настольную экологическую игру «Жизнь без отходов», которая меня вдохновила продолжить это доброе дело. В игре около 100 вопросов и ответов, объединенных в пять категорий «Бытовые отходы», «Опасные отходы», «Утилизация отходов», «Экологическая маркировка» и «Ситуация». Игроки, передвигаясь по полю, должны набрать как можно больше экобонусов, – говорит Анна.

Эта игра рассчитана на участников 12 лет и старше. А как быть с дошколятами? – подумала Анна и создала свой экологический хит – игру «Сортируй!». Сегодня ее любят не только малыши, но и люди старшего поколения.

– Это классическая Memory, умный и полезный тренажер для памяти. Нужно запомнить карточки, поочередно переворачивая их и находя пару каждой быстрее соперника. В паре должна быть карточка с баком для отходов и карточка с каким-либо предметом. Причем цвет должен быть одинаковым – это будет означать, что отходы попали куда нужно, – объясняет суть игры ее автор.

Над графикой и дизайном к «Сортируй!» работали американские студентки Эмма Кайсла и Николь Карвер.

– Эта игра совершенно ненавязчиво раскрывает принцип раздельного сбора вторсырья, не нагружая ребенка при этом сложными формулировками и тезисами, – отмечает Анна.

Чем занять ребенка на карантине?

Набор из 40 карточек «Возьми в лес» появился на карантине. Это хорошая помощь для родителей, которые не знают, чем занять ребенка дома во время каникул. Своими руками школьник сможет изготовить домашний барометр из ветки хвойного дерева или шапку вождя из перьев птиц.

– Часть заданий направлены на развитие навыков наблюдения, чтобы ребенок научился рассуждать, своими глазами увидел, как все устроено в природе. Также игра расширяет кругозор. Например, из карточек дети смогут узнать, почему Луна «растет» или «стареет», можно ли догнать свою тень, как определить возраст ели. Мы придумали зимний вариант «Возьми в лес», который научит из подручных материалов делать очки эскимоса, волшебный снежный шар, финский фонарь, домашний снег и многое другое, – уточнила Анна.

Еще одна новинка – «Пустое ведро». Эта игра поможет определить и запомнить, как поступать с каждым видом бытовых отходов. Очень серьезная и достаточно объемная тема, с которой и многим взрослым бывает сложно разобраться с первого раза, представлена в виде карточек-магнитов с яркими авторскими рисунками. Эти карточки станут надежными помощниками в изучении таких тем, как осознанное потребление, переработка отходов, многоразовые аналоги и другие.

– Задача участников – освободить ведро от предметов, которые в нем находятся. Для этого дети вытаскивают по одной карточке и решают, что можно сделать с данным видом отходов. Им на выбор дается семь категорий – «Использовать повторно», «Сдать на переработку», «Починить или сделать другую вещь», «Отдать другим», «Сложить в компост», «Заменить на многоразовую», «Перестать покупать». Участнику игры нужно объяснить свой выбор категории. Например, он вытягивает карточку с пакетом, его можно заменить на тканевую сумку. Или ненужную одежду в хорошем состоянии отдать другим людям, – поясняет авторигры.

 Почему у волка 42 зуба?

Анна говорит, что центр работает с разными возрастными группами, даже с дошколятами. У нее есть опыт проведения экскурсий на мусорный полигон для группы детского сада. Кстати, специально для маленьких ребятишек она придумала раскраску с животными, обитающими на берегах Байкала.

– Посмотрите, как думаете, из каких трех животных собран этот зверь? – вопрос Анны поставил меня в тупик. На картинке был изображен некто с головой кабарги, туловищем медведя и ластами байкальской нерпы.

Может показаться, что художники просто перепутали животных. А вот и нет! Раскраска поделена на три части с изображением головы, туловища и лап. Дети сначала раскрашивают зверей, запоминают интересные факты о них, например, почему у волка 42 зуба? Потом взрослые разрезают картинки на части, а дети угадывают, что и кому принадлежит.

– Для школьников у нас есть еще одна познавательная игра – «Звезды в ладошке». Это набор известных созвездий (Лебедь, Дельфин, Дракон, Орин, Кассиопея и т.д.) в виде трафарета из дерева. С помощью этих карточек ребенок сам сможет нарисовать карту звездного неба или организовать съемку фильма о космосе на мобильный телефон, – рассказывает Анна.

Все придуманные настольные игры Байкальский интерактивный экологический центр продает. Их приобретают учителя, экологические активисты, родители, которые занимаются экологическим воспитанием детей. Сейчас в работе у центра несколько проектов настольных игр. Один представляет собой ленту времени с важными историческими событиями, которые происходили на Байкале. Второй – о птицах. Третий построен на простом, но увлекательном принципе – «Угадай, кто я?»

– Обычно когда мы говорим об экологии, о науке и о состоянии окружающей среды, то идет один негатив. Это всегда мусор, грязь и горы проблем. Мы сместили акценты, нам хочется показать, что мир Байкала уникальный, в нем столько всего прекрасного и интересного, что это нужно изучать. Через восхищение красотой природы дети поймут, как важно охранять и ценить то, что у нас есть, – поделилась Анна Огородникова.