От сибирского чудотворца до вождя мирового пролетариата

5 ноября вековой юбилей отметит Ленинский округ города Иркутска. Кем были первые жители Иркутска-II и Ново-Ленино? Сохранились ли каменные или деревянные очевидцы тех далеких событий? Историческую экскурсию для читателей газеты «Областная» провела иркутский краевед Наталия Пономарева, автор книги «Станция нашего детства Иркутск-Сортировочный».

 

 

За лучшей жизнью – в Сибирь

– Ленинский округ в тех границах, которые мы сегодня знаем, образовался путем присоединения к железнодорожной станции Иннокентьевская и одноименному жилому поселку при ней близлежащих поселений. Это деревня Боково, селение Подгорно-Жилкино, Вознесенское предместье, Селивановский выселок, а также территории, основанные военными ведомствами – Военный городок, Воинский остановочный пункт, станция Батарейная, – рассказала Наталья Сергеевна.

 

 

 

По словам краеведа, Вознесенский монастырь был широко известен благодаря пребываю здесь епископа Иннокентия Кульчицкого – главы Российской духовной миссии в Китай. Много легенд сложил народ о «чудесах» святителя. Когда он посещал вверенные ему приходы, то часто останавливался у родника с чистой водой. Сегодня легендарный источник находится на земле Михаило-Архангельской церкви.

Деревня Боково обязана своим появлением в 1710 году вкладчику Вознесенского монастыря Савве Бокову. Основателями Подгородно-Жилкинского селения стали братья Андриан, Евстафий, Ефим и Илья Жилкины, бывшие монастырские крестьяне.

– Когда я изучала историю Ленинского округа, то стала использовать такой термин – ось жизнедеятельности, – сообщила краевед. – Первой такой осью можно считать Московский тракт, маршрут которого пролегал вдоль берега Ангары, таким образом, и деревня Боково, и селение Подгородно-Жилкино стали притрактовыми поселениями.

Второй осью жизнедеятельности стал Транссиб. Его строили во исполнение высочайшего рескрипта императора Александра III, повелевшего приступить к «постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги». На подступах к Иркутску было принято решение сооружать крупную товарную станцию, названную Иннокентьевской в честь первого сибирского чудотворца – епископа Иркутского святителя Иннокентия Кульчицкого.

По другую сторону железнодорожных путей ближе к реке Ангаре рос поселок Иннокентьевский. Его жители в поисках лучшей доли стекались сюда со всей России, ехали поодиночке, ватагами и целыми семьями.

Возникновение вблизи железной дороги еще одного поселения Военный городок связано с событиями Русско-японской войны. Для лечения раненых было построено 22 госпиталя. Во время Первой мировой войны (ноябрь 1914 г.) в казармах Военного городка было размещено 2,5 тыс. военнопленных – австрийцев и германцев.

 

История в камне

Наша встреча с Наталией Пономаревой состоялась на территории так называемой Больничной ограды, которая тянется от улицы Образцова до улицы Розы Люксембург.

 

 

– Здесь сохранились памятники истории и культуры начала прошлого века, связанные со строительством Транссиба: хирургический корпус и корпус психиатрического отделения, прачечная и часовня-усыпальня. Увы, не дожили до наших дней дома врачей и деревянные корпуса отделений больницы, – говорит краевед.

Устояло под натиском современности интереснейшее по архитектуре здание, изначально построенное в комплексе больницы как покойницкая часовня приблизительно в 1906 году. После установления советской власти оно использовалось как морг при железнодорожной больнице. Сегодня это действующий храм во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона.

Вполне вероятно, что школа № 7, у которой ранее был порядковый номер 87, станет памятником истории. Здание было построено в 1937 году. Его планировка позволяла быстро развернуть госпиталь, переоборудовав классы в палаты и операционные.

А если заглянуть на переулок Деповский, то вы увидите двухэтажные дома, построенные японскими военнопленными, и самое значительное сооружение – здание бывшего Иннокентьевского отделения жандармерии Забайкальской железной дороги. В нем после установления советской власти, с 1920 года располагались железнодорожные школы разного типа. Чаще в архивных документах упоминается школа рабочей молодежи. Сегодня это здание признано аварийным.

 

 

В самом начале улицы Розы Люксембург расположена еще одна достопримечательность – сад Томсона. Его основатель – Август Карлович, по происхождению латыш, приехал на станцию Иннокентьевская в 1907 году. Он батрачил в поместье немецкого барона, а в Сибири хотел заработать денег и вернуться на историческую родину свободным и независимым.

– Чтобы прокормить семью, Томсон устроился маляром в паровозное депо. В свободное время он бродил по лесным окрестностям, размышляя о том, как на суровой сибирской земле вырастить плодоносящие сады, подобные прибалтийским, – рассказывает краевед. – Для опытов ему нужен был участок земли, но получить его не удалось. Пришлось деревья и ягодные кустарники высадить в кадки и держать их в квартире. В 1914 году крестьяне Подгородно-Жилкинского селения сдали ему в аренду на 12 лет неудобные для пашни 10 десятин земли. Вдвоем с женой они выкорчевывали вековые пни, рубили березняк, переносили саженцы на новое место.

За свой упорный труд Томсон был вознагражден. Ему удалось добиться плодоношения нескольких сортов акклиматизированных яблонь. Также в Сибири росли вяз, дуб, тополь серебристый, клен, липа.

Традиции, заложенные первостроителями, продолжают их потомки. У Ленинского округа появились новые оси жизни – улицы Розы Люксембург, Трактовая и Баумана. Сегодня это самая динамично застраиваемая территория в Иркутске. А значит, будут новые микрорайоны, новые улицы и скверы, которые обязательно получат имена прославленных земляков.

 

Факт:

5 ноября 1920 года советская власть переименовала поселок Иннокентьевский в поселок Ленина. И только спустя 15 лет, в 1935 году, по решению исполкома Иркутского городского совета был образован Ленинский район.