Врач и пациент: слышать друг друга

Риск гибели людей в авиакатастрофах составляет 1 случай на 3 млн, а риск смерти пациента в медицинской практике – 1 к 300. Такие цифры приводит Всероссийская организация здравоохранения. Насколько пациенты сегодня осведомлены о своих правах и довольны качеством медицинских услуг, выясняла газета «Областная».

 

Кто-то сразу пишет президенту…

За восемь месяцев этого года в Росздравнадзор поступило 344 жалобы на качество медуслуг от жителей Приангарья.

– Всего 25% из них обоснованные, – говорит Ольга Лебедь, руководитель территориального органа Росздравнадзора. – Все остальные вызваны плохой информированностью граждан. Снизить риски для жизни можно только совместными усилиями пациентов и врачей. Пациент должен сообщать врачу, какие лекарственные препараты он применяет, есть ли у него на что-то аллергическая реакция и т.д.

Если ответ лечащего врача пациента не удовлетворил, нужно обращаться во врачебную комиссию. Если и ее ответ не устроил, следует идти к главному врачу, в минздрав региона, Росздравнадзор, в министерство здравоохранения РФ.

Иногда пациенты обращаются во все эти инстанции разом. А кто-то сразу пишет президенту, но это происходит опять же из-за отсутствия информированности. Врач вас лечит и знает о течении заболевания больше, чем кто-либо другой, – отмечает Ольга Лебедь.

К сожалению, не все пациенты и доктора умеют слушать, четко выражать свои мысли, – дополняет Елена Голенецкая, замминистра здравоохранения. – Врач должен объяснить пациенту, что хроническое заболевание изменит его жизнь. К тому же не всегда лекарственные препараты действуют моментально. Человек, не получая мгновенного облегчения, считает, что врач плохой, идет к другому специалисту, тот назначает схему лечения, у пациента не хватает терпения ее придерживаться, он идет к третьему врачу. В итоге ничего не получается. Общение пациента и доктора – дорога с двусторонним движением. Слышать друг друга должны оба.

 

Бережливая медицина

При мысли о визите к врачу многих охватывает тревога. В памяти всплывают картины с длинными очередями в душных коридорах. Современные поликлиники стремятся избавиться от этих неудобств. В рамках нацпроекта «Здравоохранение» реализуется проект, который нацелен на создание пациентоориентированных медучреждений – «Бережливая поликлиника». В Иркутской области в этом году в нем участвует 61 медицинская организация.

Проект направлен на создание комфортных условий для оказания медицинской помощи, борьбу с очередями, доступность профилактических медосмотров. Эти улучшения начались с прошлого года. В каждом из регионов-участников созданы проектные офисы, оказывающие поддержку медорганизациям, которые участвуют в проекте.

Свои шаги навстречу пациентам постоянно делают сами больницы и поликлиники. Одна из ведущих больниц региона – Иркутская областная – не исключение.

Первое, на что я обратила внимание руководства, когда пришла работать в больницу более двух лет назад, это лестница при входе, – говорит заместитель главного врача Надежда Князюк. – Старинная, мраморная, красивая, но местами такая исхоженная, что в месте подъема и спуска были углубления, пациент в бахилах, спускаясь и поднимаясь по ней, легко может поскользнуться. И случаи падения там были. Зато сейчас лестница приведена в порядок, за что нам не раз говорили спасибо пациенты.

Специалисты сделали множество памяток для пациентов о том, что делать после операции, какие препараты принимать, как ухаживать за катетером и так далее. В больнице работает школа по сахарному диабету, школа для пациентов с заболеваниями почек и др. Для обучения врачей создан Центр компетенций.

Все эти усилия дали результат: удовлетворенность пациентов качеством оказания медуслуг, по данным независимой оценки качества, выросла.

Два с половиной года мы вместе с Росздравнадзором реализуем проект «Качество и безопасность медицинской деятельности», – продолжает Надежда Князюк. – У нас существует система браслетов со штрих-кодами. Белый браслет – обычный пациент, желтый – с высоким риском падения (такое происходит даже в самых лучших больницах), красный – с высоким риском аллергических осложнений. Очень часто при передаче пациентов из отделения в отделение или другую больницу возникают трудности, которые могут изменить результат лечения в негативную сторону. Есть алгоритм действий, который нужно строго выполнять, и проблем не возникнет.

В областной больнице проводится серьезная работа с медиками, применяющими медикаменты высокого риска. В мировой медицине известны случаи, когда медсестра в экстренной ситуации может схватить не ту коробку из множества похожих и ввести пациенту не тот препарат.

Для того чтобы избежать ошибок, мы разработали целую программу. Начали с банального: препараты высокого риска укладываются в коробку с пометкой красного цвета. Медсестра будет знать, что серьезные препараты именно там. Особый раздел – хирургическая безопасность. Поток больных в оперблоках большой. У нас есть процедура тайм-аута. Перед операцией останавливаются все, в том числе врач-анестезиолог. Проводится идентификация пациента, озвучивается операция. Должно быть нарисовано место разреза, подготовлено все необходимое для операции, – продолжила замруководителя больницы.

Областная больница со своими наработками также участвует в конкурсе «Лидер качества здравоохранения» с проектом внедрения изменений, направленных на качество и безопасность пациентов. Эти наработки иркутских врачей в дальнейшем могут тиражироваться в других регионах.