22 июля 2020 12:07

Торговля в условиях новой реальности

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Во время режима самоизоляции ограничения не коснулись продуктовых магазинов и аптек. Покупатели могли приобрести лекарства и продукты первой необходимости. И все-таки закрытие границ и авиасообщений, увеличение сроков поставки товаров, снижение покупательской способности негативно сказались на развитии розницы. В рамках круглого стола, который состоялся в пресс-центре газеты «Областная», представители иркутского рынка рассказали об изменениях, вызванных последствиями эпидемии.

 

Цены под контролем

Руководитель службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Ольга Степанова напомнила, что в первые дни режима самоизоляции вокруг определенных товаров возник ажиотаж: все запасались сахаром, гречкой, туалетной бумагой.

Потребители запасались товарами длительного хранения. С 17 марта наша служба приступила к ежедневному мониторингу продуктов и цен на них. Мы смотрели, чтобы не было пустых полок. Торговые сети с нами активно сотрудничали и старались не допускать случаев, чтобы товары «вымывались» с прилавков. Везде, в том числе и на оптовых рынках, был постоянный запас товаров. Это помогло держать ситуацию под контролем. В целом ценовых вспышек у нас в регионе не было. Некоторые товары подорожали, но это было связано с сезонностью, – отметила Ольга Степанова.

Еще в апреле на встрече врио губернатора Игоря Кобзева с представителями торговых организаций и местными товаропроизводителями было принято решение о запуске акции «Цена зафиксирована», к которой присоединились 14 товаропроизводителей. Каждый участник акции самостоятельно определил перечень товаров, стоимость которых будет неизменна до августа 2020 года, в итоге общий перечень составил 40 единиц. Руководитель службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области сообщила, что из-за напряженной ситуации по коронавирусу ведутся переговоры о продлении сроков акции.

Тот факт, что спрос на товары нынче оказался выше обычного, подтвердил генеральный директор ТЦ «Новая дача» Александр Верхозин. По его словам, потребительская активность выросла не одномоментно, а постепенно. В настоящее время ситуация в целом выровнялась.

– У нас не было перебоев с продажей товаров. В бутиках представлена одежда производства Италии, Франции, Германии. Дефицита продуктов тоже нет. Тем более сейчас подходит сезон фермерских продаж. Население обеспечим свежими овощами, фруктами, зеленью, ягодой и другими товарами, – отметил Александр Верхозин.

Участники круглого стола отметили, что торговля продуктами велась, несмотря на введенные ограничения, но в то же время у предпринимателей выросли расходы на приобретение бактерицидных ламп для обработки помещений, покупку средств дезинфекции, обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Санобработку помещений рынка проводит клининговая компания на аутсорсинге. Есть антисептики для обработки рук. Ежедневно по утрам у всех продавцов замеряется температура, – рассказал Сергей Довгаль, управляющий рынком «Новый».

Несмотря на требования Роспотребнадзора о соблюдении мер безопасности в помещениях и введенный масочный режим, далеко не все покупатели добросовестно соблюдают меры безопасности.

Штрафы за несоблюдение масочного режима выносим не сразу. Наша деятельность преимущественно направлена на профилактику. Протоколы составляем только в отношении злостных нарушителей, – отметила Ольга Степанова.

 

Аренду снижают даже до нуля

Исполняющий обязанности директора Центрального рынка Григорий Слезак констатировал, что снижение покупательского спроса повлекло отток предпринимателей. В качестве примера он назвал поредевшие мясные ряды, стало меньше деликатесов.

У нас всего 400 мест, свободны сейчас 70. Это кажется немного, но бросается в глаза. Некоторые предприниматели ушли сами, потому что не смогли платить ни аренду, ни товар приобретать. С участием мэрии было принято решение о снижении вполовину арендной платы – такие тарифы будем держать до конца августа. С открытием уличной ярмарки часть коммерсантов ушли туда, что тоже отчасти правильно. У нас нет на рынке современных систем кондиционирования, в помещении душно. И, например, те же самые фрукты – это скоропорт, на улице у них меньше выбраковки будет, – говорит Григорий Слезак.

В ТЦ «Новая дача» также предоставили скидки, причем не только по аренде, но и по коммунальным услугам. В целом здесь большого удара предприятие не заметило, но до сих пор в сложном положении находится Центр семейного отдыха, который по-прежнему не работает.

При этом не очень понятно, будет помощь от государства или нет. Мы не видим поддержки от властей. Да, два месяца были субсидии, и мы смогли закрыть вопрос по зарплате, но что дальше, неясно. Нам нужно внимание от властей, чтобы нас иногда слышали и относились к нам как должно. Например, когда в субботу ночью приходит документ, что в понедельник ты не можешь открыться – это сложно для бизнеса, у нас есть кадровая документация, опять же работников надо вовремя предупредить. Какими бы ни были решения властей, нам нужно знать о них как можно раньше. С одной стороны, например, непонятно, что дальше будет с Центром семейного отдыха, с другой стороны, нельзя людей увольнять. Как вести себя предпринимателю в такой ситуации, я даже не знаю, – комментирует Александр Верхозин.

Вместе с тем ТЦ «Новая дача» сумел сориентироваться в условиях новой реальности и начал активно продвигать услуги по бесконтактной доставке.

Совместно с арендаторами решили создать сайт, чтобы покупатели сами выбрали необходимые товары и заказывали их. Вскоре запустим наш интернет-ресурс. Даже если будет вторая волна эпидемии, наши покупатели всегда смогут воспользоваться бесконтактной доставкой, – сообщил Александр Верхозин.

Потери по аренде, как отметил Сергей Довгаль, несет и рынок «Новый». Предприятие пошло не только на скидки по аренде, но и полную отмену арендной платы для некоторых арендаторов. Это, в частности, общепит и батутный центр, которые закрыты до сих пор. Вместе с тем никто коммунальные платежи не отменял.

– Наши мысли и коллег – сходятся. Когда наступил карантин, то подумали сделать и сайт, и доставку на дом. Начали тестировать. Но я все-таки сторонник того, чтобы люди приходили именно на рынок. По сравнению с прошлым годом проходимость у нас повысилась на 40%. И этот показатель будет только расти. Мы ориентируемся на фермерские продукты: на рынке можно купить ароматный и свежеиспеченный хлеб, у нас представлена удивительная линейка деликатесов, отличные сыры. Вся продукция имеет стабильно высокое качество! – отметил управляющий рынком «Новый».

По его словам, нынешний кризис очень своеобразный, его причиной стали не макроэкономические процессы, а новая коронавирусная инфекция. Предпринимателям в один момент просто запретили работать. В текущих экономических условиях поддержка государства важна. Главное, чтобы с бизнеса сняли все ограничения.

Когда в бизнесе работаешь, не важно – крупный ты коммерсант или мелкий, чувствуешь себя как на войне. Ты каждый день просыпаешься и думаешь: кто сегодня наступает – они или ты? Но поскольку все рычаги находятся у чиновников, ты всегда проигрываешь, всегда в оборонительной позиции находишься, думаешь, как бы какая очередная граната в твой окоп ни прилетела. Почему-то всякий раз, когда они хотят помочь, нам все хуже и хуже. С каждым годом предпринимателей все меньше. Мы так и вымрем скоро, как мамонты. А так все хорошо у нас, – иронично отметил Сергей Довгаль.