15 июля 2020 15:07

Зачем детям-сиротам нужны наставники

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Жизнь после интерната

Каждый выпускник интерната, покидая казенные стены, задается вопросами: где жить, какую профессию получить, как найти работу? Депутаты Законодательного Собрания провели круглый стол, посвященный проблемам постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мы изучили информацию от профильных министерств и пришли к выводу о том, что ситуация с постинтернатным сопровождением у нас оптимистичная, – отметила Ирина Синцова, председатель комитета по социально-культурному законодательству ЗС. – В Приангарье есть план развития системы постинтернатного сопровождения и социальной адаптации, существует модельная программа, функционирует Координационный совет при правительстве. Все знают, за что отвечают. Но при этом показатели преступности говорят о том, что довольно много правонарушений совершается именно детьми-сиротами.

По информации министерства образования региона, более 4 тыс. детей-сирот обучаются в 60 учреждениях профессионального образования. На их базе функционируют пять центров постинтернатного сопровождения и 52 их подразделения. Они созданы для подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Чтобы ребятам было легче освоиться за пределами интерната, центры имеют учебно-тренировочные квартиры, обставленные всем необходимым. Там ребята какое-то время живут, приобретают основные навыки социализации.

Необходимо возродить некогда популярные лагеря труда и отдыха. Например, на базе лагеря «Восток» в Усольском районе. Здесь много предприятий, в том числе сельскохозяйственных, где всегда нужны рабочие руки. За свою работу дети-сироты будут получать деньги.

Выпускникам интернатов помогают в оформлении документов. Также государство предоставляет им возможность получить до шести документов об образовании. С таким багажом найти работу и устроиться в жизни будет намного проще.

Специалисты министерства образования заключают с бывшими воспитанниками учреждений договоры о постинтернатном сопровождении, разрабатываются индивидуальные программы. В первом полугодии, несмотря на карантинные ограничения, за договорами обратилось более тысячи детей-сирот.

С ребятами, проживающими в интернатах, работает министерство труда и занятости Приангарья. Специалисты проводят мероприятия по профориентации, знакомят с рынком труда, обучают методам поиска работы, проводят экскурсии в центры занятости, а также организуют летнее трудоустройство ребят.

И.о. заместителя министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Татьяна Плетан добавила, что занять летом детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – большая проблема. По ее мнению, необходимо возродить некогда популярные лагеря труда и отдыха. Например, на базе лагеря «Восток» в Усольском районе. Здесь много предприятий, в том числе сельскохозяйственных, где всегда нужны рабочие руки. За свою работу дети-сироты будут получать деньги.

Среди выпускников интернатов немало ребят, достигших высоких профессиональных результатов. Кто-то из них работает в МЧС, кто-то в ГИБДД, кому-то даже удалось занять высокий пост в правительстве региона. Поделиться своим опытом, поддержать сегодняшних воспитанников интернатов они планировали на слете выпускников учреждений для детей-сирот, который должен состояться в этом году. Такого рода мероприятия – возможность показать, чего можно достичь, имея один и тот же старт.

Участники круглого стола сошлись во мнении, что постинтернатное сопровождение необходимо регламентировать с помощью областного закона. Как заявила Ирина Синцова, документ позволит отрегулировать межведомственное взаимодействие. Также необходим реестр подразделений постинтернатного сопровождения, в процесс должны вовлекаться и муниципалитеты. Дети-сироты будут чувствовать себя увереннее со старшими наставниками, которые помогут и подскажут, если возникнут трудности. А значит, нужно развивать систему наставничества и кураторства. Помощь будущим выпускникам нужна при поступлении в профессиональные учреждения, их нужно учить искать работу. Пакет предложений будет направлен в правительство региона, организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и главам муниципалитетов.