Таежная дорога ждет ремонта

В газету «Областная» из разных районов приходит множество писем от читателей, которые рассказывают о проблемах, делятся наболевшим. Письмо из Черемховского района от жителей села Онот не стало исключением – люди жалуются на плохое состояние дороги. Наши корреспонденты на днях побывали в Оноте и выяснили, когда таежную трассу приведут в порядок.

Дорога областного значения, связывающая села Онот и Голуметь, была проложена в 1975 году, рассказывает местная жительница Ольга Шаповалова. С тех пор она ни разу не видела капитального ремонта. А нагрузка на полотно серьезная – постоянно едут многотонники-лесовозы и большегрузы. В этой части района находится с десяток предприятий по добыче леса, талька, угля, а еще сельхозпроизводители.

Протяженность от федеральной трассы до Онота – 104 км. Большая часть дороги – гравийка. Местные жители разбили здесь не одну машину.

Я раньше каждые полгода меняла всю ходовую часть на автомобиле. Загоняла в сервис и ремонтировала полностью. Сколько можно? Потом пересела на джип. И все равно двигаюсь в час по чайной ложке, – с досадой рассказывает Ольга Шаповалова.

Дорога утопает в пыли – встречных автомобилей просто не видно. Водители, чтобы разминуться, сбрасывают скорость и отчаянно сигналят друг другу включенными фарами. Местами она сужается – ямы и рытвины чередуются с брустверами, оставшимися от буксующих автомобилей.

Не раз машины с низкой посадкой сидели в грязи, ожидая земляков с трактором и тросами, чтобы автомобиль из ямы вытянуть. А в прошлом году на трассе столкнулись лесовоз и пассажирский автобус. К счастью, часть пассажиров успела покинуть автобус до столкновения, но совсем без травм не обошлось.

Чтобы скорой помощи экстренно добраться до ближайшей больницы, нужно полтора-два часа, а отрезок дороги до Голумети составляет всего 50 км. Перевозить детей школьным автобусом на районные конкурсы, соревнования, сдачу ЕГЭ небезопасно, особенно на участке дороги с 65 по 68 км. Школьный автобус всего лишь через полгода работы остался без подвески, – комментирует глава Онотского сельского поселения Василий Кочетков.

Медики скорой помощи, вывозя на автомобилях тяжелобольных в Черемхово и Голуметь, просто творят чудеса.

Никого из больных мы не потеряли, всех довозили и оказывали экстренную медицинскую помощь, – рассказывает медик ФАПа из Онот Сания Выборова, – но дорога, действительно очень плохая. Бывало, что машину на ней разворачивало…

Эту дорогу даже грейдировать бесполезно.

– Ну, пройдет грейдер. А буквально на следующий день после большого потока машин дорога сразу же приходит в негодность, – говорят жители села Нижняя Иреть, которые тоже страдают от плохого качества дорожного полотна.

Население Онота систематически обращается в Дорожную службу Иркутской области, ГИБДД, районную администрацию, областную прокуратуру.

Еще в 2011 году дорожники и представители ГИБДД, обследовав дорогу, вынесли вердикт – трасса имеет износ 80%. Сегодня износ дороги составляет никак не меньше 90%, уверены местные жители.

– Дорога интенсивно эксплуатируется, ведь в Оноте находится градообразующее предприятие АО «Байкалруда», которое занимается добычей талька и вывозит породу большегрузным транспортом до Черемхово, а также круглогодично вывозится лес, – говорит Ольга Шаповалова. – Несмотря на заверения, что в 2020 году на участке Голуметь – Онот начнутся ремонтные работы, никаких подвижек нет.

На запрос редакции газеты «Областная» из министерства строительства, дорожного хозяйства пришел ответ о том, что будет рассмотрена возможность включения автодороги Черемхово – Голуметь – Онот в программу «Реализация государственной политики в сфере строительства, дорожного хозяйства на 2019–2024 годы». В настоящее время проектная документация на капремонт участка 33–43 км находится в разработке. Срок получения положительного заключения экспертизы – декабрь 2020 года. Кроме того, при увеличении финансирования будет запланирована разработка проектной документации на капитальный ремонт участка 19–27 км данной автомобильной дороги.

«В 2020 году на содержание автомобильных дорог в Черемховском районе дополнительно выделено 30 млн рублей, – говорится в сообщении минстроя. – Выделенных денежных средств по статье «содержание» недостаточно, чтобы привести автодороги в нормативное состояние. В рамках госконтракта 02/611-19 от 30.10.19 г. подрядчиком – филиалом «Черемховский» АО «ДСИО» – выполнены следующие работы по содержанию автомобильной дороги Черемхово – Голуметь – Онот: покраска автопавильонов – 113 кв. м, нанесение вертикальной разметки на МБО – 588 кв. м, выправка отдельных секций МБО – 200 м, выборка пучинистого грунта – 2169 куб. м, вывозка и разравнивание скального грунта – 4653 тонн, скашивание травы – 103,56 км, планировка гравийных покрытий – 496 тыс. кв. м, профилирование гравийных дорог, ямочный ремонт а/б покрытий – 168 кв. м, ямочный ремонт а/б покрытий БЦМ – 264 кв. м, дробление кустарниковой растительности в щепу – 23,76 га, восстановление профиля водоотводных канав – 102 км, вывозка, разравнивание и уплотнение инертных материалов – 6900 куб. м, установка дорожных знаков».

 

Cправка:

Автодорога Черемхово – Голуметь – Онот относится к IV технической категории. Ее протяженность составляет 104,4 км, в том числе асфальтобетонное покрытие – около 47,5 км. Самая сильная транспортная нагрузка приходится на первые 57 км автодороги, к которым примыкает 19 отдаленных населенных пунктов.