Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

27 ноября 2019

В Иркутской области составили портрет неплательщика за услуги ЖКХ

Коммунальное бремя

Фото: пресс-службы УФССП по Иркутской области

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Ежегодно в Иркутской области начисляется порядка 10 млрд рублей за потребленные коммунальные услуги, а оплачивается на миллиард меньше. Почему?

 

Кто лидирует по собираемости платежей?

Динамика собираемости платы за услуги ЖКХ особо не меняется, но в последние три года наблюдается снижение. В 2017 году данный показатель составил 91,4%, в 2018-м – 90,4%, за 10 месяцев текущего года – 88,4%.

– Собираемость очень хорошая. Но нужно понимать, что цифры не окончательные, поскольку Иркутск не отчитывается, – отметила Татьяна Трудовишникова, начальник отдела анализа нормативов и субсидирования ресурсоснабжающих организаций областного министерства жилищной политики, энергетики и транспорта. – Самая высокая собираемость в Ангарском городском округе – 100,9%, это с учетом взыскания задолженности за прошлые годы. В Иркутском районе – 99,1%, в Баяндаевском районе – 98%, Тулуне – 97,6%. В аутсайдерах Нукутский, Братский, Казачинско-Ленский, Мамско-Чуйский районы. В этих территориях собираемость составила всего 60–70%. На севере области такие цифры обусловлены социально-экономическим положением и высокими коммунальными платежами. Хоть и есть меры поддержки, но их недостаточно.

По данным министерства, за последние три года снизилась задолженность муниципалитетов по оплате услуг ЖКХ. Если раньше она достигала 500 млн рублей, то нынче – 98 млн рублей. Но серьезные долги сохраняются у Черемхово и Братского района.

 

Большинство долгов – до 50 тыс. рублей

За 10 месяцев 2019 года судебные приставы взыскали с жителей региона 505 млн рублей по коммунальным платежам. Это 40% от общей суммы долга.

Возбуждено 88,5 тыс. производств на сумму 1,9 млрд рублей, – сообщила Анна Шафранская, замначальника отдела организации исполнительного производства Управления федеральной службы судебных приставов по Иркутской области. – Половина должников накопила от 10 тыс. до 50 тыс. рублей неоплаченных платежей, у 31% сумма задолженности – до 10 тыс. рублей, у 11% – от 50 тыс. до 100 тыс. рублей, 6–7% должников имеют сумму долга более 100 тыс. рублей.

Цифра:

Средний возраст неплательщика за услуги ЖКХ в Иркутской области – 43 года, чаще всего (59%) это женщины.

Применяемые санкции серьезные и в основном приводят к быстрому погашению. Чаще всего судебные приставы списывают сумму с расчетного счета должника в банке, у каждого третьего удерживают до 50% с зарплаты, каждому восьмому ограничивают выезд за границу. Если сумма долга больше 3 тыс. рублей, то приставы могут арестовать имущество.

С начала года наложено 299 арестов, – говорит Анна Шафранская. – Если должник игнорирует судебных приставов, не предоставляет информацию о финансовом положении и имуществе, на него налагается еще и штраф. В 2019 году вынесено 243 таких административных протокола. В отдельных случаях мы инициируем розыск имущества, на которое можно наложить арест.

Безработным должникам судебные приставы вручают направления на постановку на учет в центр занятости. Приставы также составили портрет должника по оплате коммунальных услуг. Средний возраст неплательщика – 43 года, чаще всего (59%) это женщины.

Замначальника отдела областного министерства соцразвития Наталья Машкова в свою очередь напомнила, что ее ведомство предоставляет компенсации расходов за коммунальные услуги. Эта мера носит заявительный характер, поэтому при наличии соответствующих оснований нужно самим обращаться в министерство.

Главная проблема – наличие задолженности за коммунальные услуги, – заявила Наталья Машкова. – Если она есть, господдержка не оказывается. Кроме того, можно получить субсидию, если затраты на коммунальные услуги превышают 22% от общего заработка. Но опять же нельзя иметь долги.

 

Должники с короткой памятью

Большая часть потребителей услуг ЖКХ в регионе все-таки добросовестна, но забывчива. Поэтому Иркутская энергосбытовая компания активно применяет инструменты напоминания – смс-оповещение, обзвон, сообщения через различные мессенджеры и так далее.

– Лучшее решение для забывчивых – подключить автоплатеж, – отметила замначальника управления по работе с ЖКХ Юлия Матвеева. – Кроме того, сегодня можно рассчитаться за потребленное тепло онлайн через различные электронные сервисы. Наша компания разработала мобильное приложение, адаптированное под все виды смартфонов.

На платежной дисциплине положительно сказывается оборудование жилья общедомовыми приборами учета тепла (ОДПУ). Начисления более корректны и гораздо ниже, чем по нормативам. На сегодняшний день в области около 64% домов оборудованы ОДПУ. Однако в последнее время появились новые проблемы – ненадлежащее содержание общедомовых приборов учета и несвоевременная госповерка, в результате чего расчеты проводятся по нормативам.

Обязанность по поддержанию работоспособности приборов учета лежит непосредственно на собственниках жилья, но информировать жильцов о неисправности должна управляющая компания, – подчеркнула Юлия Матвеева. – Не всегда УК это делает, в результате ремонт оборудования или госповерка затягивается, а плата за отопление остается высокой.

Чаще всего судебные приставы списывают сумму с расчетного счета должника в банке, у каждого третьего удерживают до 50% с зарплаты, каждому восьмому ограничивают выезд за границу.

По ее словам, у жильцов нет иного способа узнать о приборе учета, как обратиться в управляющую компанию. Отследить неполадки можно разве что по суммам, указанным в квитанциях. Еще одна проблема последних месяцев – своевременная подача показаний индивидуальных приборов. Раньше была рекомендованная дата, а теперь закон установил обязательную – не позже 25 числа. Многие пока забывают вовремя передать данные, в итоге получают неожиданные суммы в коммунальных платежах.

Для повышения платежной дисциплины потребителей разработан законопроект, который сейчас рассматривается в Госдуме, – говорит Юлия Матвеева. – В случае его принятия к новому собственнику жилья будет переходить бремя долгов предыдущего хозяина. Думаю, эта мера даст свои плоды, будет стимулировать новых собственников своевременно приходить в ресурсоснабжающую организацию для заключения договора и контролировать погашение задолженности предыдущих хозяев.

 

Малоэтажкам счетчики невыгодны

С 2019 года работает программа «Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение энергоэффективности на территории Иркутской области». По ней ведется реконструкция систем тепло- и водоснабжения, водоотведения. В частности, оказывается содействие ресурсоснабжающим и управляющим организациям в установке в многоквартирных домах приборов учета тепловой энергии. В этом году субсидию получат пять организаций – «Иркутскэнергосбыт» и управляющие компании в Слюдянке, Черемхово, Ангарске и Мегете. На 2020 год запланировано 10,5 млн рублей для субсидии.

Главное, чтобы была готовность собственников собраться и принять решение по установке общедомовых приборов учета, – заметил Максим Томишинец, начальник отдела энергетики и энергоэффективности министерства жилищной политики. – Дело в том, что в таких домах 8–16 квартир, и на жильцов ложится большая финансовая нагрузка. Изначально закон не охватывал эти дома, поэтому правительство решило помочь с установкой счетчиков на условиях софинансирования. 75% от стоимости оборудования гасится за счет областного бюджета.

По словам Юлии Матвеевой, коммунальные платежи в случае установки приборов учета в ряде малоэтажных старых домов могут, наоборот, возрасти, так как у них объем теплопотребления выше, чем по нормативу. К тому же не во всех домах можно установить оборудование – мало места. Так что у жителей нет особой финансовой заинтересованности.

Реклама от YouDo