Многие регионы России заинтересовались проектом 130-го квартала в Иркутске

Симбиоз прошлого и настоящего

Возможно ли совместить историю и современность в архитектурном облике Иркутска? Как вернуть в центр города жилую функцию? Эти и другие вопросы эксперты обсудили за круглым столом, приуроченном ко Дню реставратора.

– Немногие регионы могут похвастаться такими же прогрессивными мерами, которые принимаются у нас в сфере сохранения памятников, – считает руководитель Агентства по управлению и использованию памятников истории и культуры Ирина Кравец. – Это прежде всего механизм частно-государственного партнерства, который не только продолжает эффективно работать, но и тиражирован на федеральном уровне. Агентства как у нас созданы в Республике Бурятия и в Москве.

Кроме того, по словам Ирины Кравец, многие регионы России заинтересовались проектом 130-го квартала и просят иркутских архитекторов приехать к ним.

– Еще одно наше ноу-хау, которое пока не работает нигде в России, это развитие застроенных территорий, – отметила Ирина Кравец. – Сейчас в других регионах просто сносят все, что было раньше, и строят что-то новое. Но вопрос в том, что делать на тех улицах, где находятся объекты культурного наследия, которые невозможно снести? Пошаговый механизм развития таких территорий сейчас разработан у нас в Иркутске, а какие результаты он даст, мы увидим уже через год.  

Объекты культурного наследия должны быть не только отреставрированы, но и наделены определенной функцией – нельзя их просто законсервировать или сделать там музей, нужно найти философию их бережного освоения. Председатель иркутского отделения Союза архитекторов России Игорь Козак уверен, что необходимо вернуть в центр Иркутска жилую функцию, а также найти баланс между сохранением памятников и созданием новой архитектуры:

– Есть три подхода – все сохранять, все сносить и строить новое, либо пытаться найти баланс старого и нового, и в этом направлении мы, к сожалению, двигаемся не очень хорошо. 130-й квартал сегодня самое востребованное место у иркутян и туристов, но там есть свои плюсы и минусы. Мы получили отличную среду с налетом историчности, но главная ранее функция этих кварталов – жилая – почти исчезла. Однако нам необходимо вернуть жилую функцию в средовую застройку, чтобы сохранить уникальность нашего города.

Он также отметил, что историческая среда Иркутска должна дополняться чем-то новым.

– В центре Иркутска, к сожалению, возникает много зданий, которые не должны там появляться, – отметил Игорь Козак. – В то же время в Европе мы практически не замечаем новую архитектуру среди исторической застройки – настолько тактично она туда вписана. Наши же архитекторы обычно хотят выделиться, чтобы их здание было самым заметным.

Главный архитектор Иркутска Сергей Александров добавил, что с 2012 года в Иркутске были найдены инвесторы, с помощью которых удалось отреставрировать 36 памятников.

На уровне регламентов землепользования в 2017 году Иркутск был поделен на три части: исторический центр, буферная зона и остальная часть города. В центре согласно ПЗО действует ограничение высотности до 15 метров. Однако мы ужесточили эту норму, согласно которой высотность должна быть меньше и будет повышаться вглубь квартала.

Также он отметил, что в градостроительные регламенты этих зон «вшиты» основные колористические решения фасадов зданий.

С 9 апреля в Иркутске появилась услуга по согласованию паспортов фасадов зданий, – отметил Сергей Александров. – Теперь его необходимо получать при проведении любых капитальных ремонтов. Услуга не распространяется только на индивидуальные жилые дома и памятники федерального и регионального значения. В паспорт входит колористическое решение, материал фасадов, вывески, реклама, место размещения кондиционеров, которые сейчас нельзя вешать на главных улицах, и видеокамер. Переходный период по выполнению данной нормы действует до 21 января 2020 года.