Наводнение в Иркутской области: вопросы и ответы

20 марта 2019

Учитель из Иркутской области разработала финансовые игры для подростков

Поделиться в facebook
Поделиться в vk
Поделиться в odnoklassniki
Поделиться в twitter

Директор Белореченского лицея Марина Тараканова заняла второе место во всероссийском конкурсе образовательных программ по финансовой грамотности. Она разработала школьный курс для старшеклассников. Учитель уверена: чтобы детям разбираться в сложных финансовых механизмах, нужно не только ориентироваться в понятиях и терминах, но и уметь ставить жизненные цели.

Быстро бежать или раньше выбегать

Марина Тараканова преподает в лицее географию и экономику, а с сентября 2018 года ведет у десятиклассников курс «Основы управления личными финансами». С ним она заняла второе место в III всероссийском конкурсе лучших методических разработок по школьному курсу «Основы финансовой грамотности».

Все началось с того, что я приняла участие в семинаре Дмитрия Обердерфера «Финансовое благополучие и разумное управление личным капиталом». Такие встречи не просто расширяют кругозор, они дают поворотные точки мышлению. А если мыслишь по-другому, то и действуешь по-другому. На семинаре нас спросили: вы предпочитаете раньше выбежать или быстрее бегать? Я понимаю, что сейчас я быстро бегаю: стремлюсь познать механизмы финансового управления, сама осваиваю эту непростую грамоту. Но мне бы хотелось, чтобы мои ученики имели возможность раньше выбежать: обладали нужными знаниями и навыками, не только финансовыми, но и личностными, были увереннее в жизни, умели ставить цели и не боялись их достигать.

Разработанный учителем урок по финансовой грамотности «Личные финансовые стратегии: темные стороны светлого будущего» стал одним из победителей всероссийского конкурса «Авторские уроки будущего» в рамках форума профориентации «ПроеКТОриЯ» в декабре 2018 года. Все это стало основой для учебного курса по финансовой грамотности, который сейчас осваивают ученики Белореченского лицея.

В учебный план с подобным курсом встать трудно, нагрузка и так большая, есть формат ЕГЭ, который определяет приоритет предметов. Поэтому должен быть учитель-энтузиаст. И тогда без разницы, есть ли учебные часы в плане, есть ли методические комплекты. Если учитель вдохновлен – он найдет возможность. Мы не заучиваем термины, хотя теоретическая основа в курсе также есть, но основной путь обучения – практика, – говорит Марина Тараканова. – Это встречи со специалистами из финансовой сферы, игры, которые помогают моделировать разные жизненные ситуации и принимать решения.

На изучение основ финансового мира выделяется один час в неделю. На уроках десятиклассники пробуют делать то, что не каждый взрослый умеет: сравнивают банковские вклады, анализируют страховки, разбирают трудовые договоры, выбирают пенсионный фонд и подсчитывают пенсию, рассчитывают доходность инвестиций. Особое место в рамках курса уделяется познавательным встречам: эксперты из финансового сектора рассказывают о страховых и банковских продуктах, предприниматели и фермеры – об опыте открытия собственного дела.

Самое сложное, и не только для школьников, но и для большинства взрослых людей, это определить свои жизненные цели, – подчеркивает Марина Тараканова. – И это не только про деньги – в целом о жизни. Мы говорим с детьми: чего ты хочешь достичь, для чего ты будешь работать, и уже из этих ответов станет ясно, какие механизмы будут тебе нужны. К концу учебного года ученики должны будут сделать и защитить индивидуальный проект – сформулировать свои жизненные цели и задачи и на их основе составить личный финансовый план. Да, цель можно корректировать, менять задачи, ставить новые планки, но цель всегда должна быть.

Современные дети сейчас гораздо раньше знакомятся с финансовыми инструментами, говорит Марина Тараканова, поэтому школьникам необходимо знать принципы управления финансами. К примеру, о важности формирования резервного фонда на непредвиденные случаи в размере не менее шести зарплат, или что 10% дохода стоит вкладывать в инвестиции. Или о том, как необходим постоянный учет и анализ своих доходов и расходов, о том, что высокая доходность всегда будет связана с высокими рисками, поэтому всегда нужно критично воспринимать привлекательные обещания финансовой рекламы.

Учеба как тренинг личностного роста

Формат обучения должен быть разнообразным и интересным для детей, поэтому в курсе много практических заданий, деловых игр и тренингов.

Вместе со специалистом страховой компании мы провели игру «Управляй своей жизнью», в которой участвовали команды школьников, родителей и учителей. Участники должны были «прожить» жизнь: всем давались стартовые установки, по ходу игры игроки получили карты разных жизненных ситуаций, как положительных, так и отрицательных, которые нужно анализировать и принимать решения. Игра показала, что дети мыслят свободно, открыты новому, готовы ошибаться и учиться. Сложнее всего игра оказалась для учителей: профессиональные погоны, уверенность в собственной правоте с учетом нехватки финансового опыта мешали быть эффективными.

Еще одна игра из курса – своеобразный тренинг личностного роста. Ученики ставили себе задачи в разных направлениях своей жизни (здоровье, счастье, личностный рост) и три недели работали над их достижением, с ежедневным отчетом перед партнером по подотчетности и экспертами, начислением баллов. По словам преподавателя, такие игры очень мотивируют подростков, учат видеть свои возможности, быть ответственными и целеустремленными:

Одним из заданий в наших играх было попытаться заработать 200 рублей. Конечно, неоднозначное задание, я боялась, получится ли. Но они смогли, кто-то работал нянькой, кто-то подключил свои навыки рукоделия, кто-то клеил объявления. И были очень довольны, поняли: когда цель поставлена – все достижимо.

Комментарий

Координатор группы преподавателей в Иркутской области Сибирского межрегионального методического центра по финансовой грамотности системы среднего общего и профессионального образования Татьяна Колесникова:

Подготовка педагогов, которые будут преподавать детям основы финансовой грамотности, в Иркутской области проводится с сентября 2018 года. Уже прошли обучение 400 учителей. Анкетирование по итогам программы показало, что более 70% педагогов уже ведут уроки по финансовой грамотности в своих образовательных учреждениях. Эти занятия организованы как факультатив или изучение отдельных вопросов в рамках других предметов. Кроме того, некоторые школы готовы к включению в образовательную программу отдельного предмета «Основы финансовой грамотности».

С 17 апреля стартует Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи. Площадками  станут образовательные учреждения Иркутской области. Основные темы – «Как спланировать покупки: учись считать деньги по-взрослому», «Услуги финансовых организаций: используй грамотно», «Вкладывай в свое будущее, получай знания о личных финансах».

Другие материалы
Реклама от YouDo