Легендарные Т-34 встретили в Иркутске

Дан приказ ему на запад

Эшелон с тридцатью танками Т-34-85, следующий из Лаоса в подмосковный Наро-Фоминск, встретили на железнодорожном вокзале Иркутска. Легендарные боевые машины, созданные во время Великой Отечественной войны, по праву считаются лучшими танками своего времени. В течение нескольких десятилетий Т-34 находился на вооружении как Советского Союза, так многих других стран мира. Теперь прославленная бронетехника займет свое место в музеях, а также примет участие в парадах Победы и съемках исторических кинофильмов.

Несмотря на суровый мороз, посмотреть на легендарные «тридцатьчетверки» пришли многие иркутяне. В ожидании долгожданной колонны перрон железнодорожного вокзала под завязку заполнили и седовласые ветераны, и молодежь, и ребятишки вместе с родителями.

– Я увлекаюсь танковой тематикой, понимаю историческую ценность данного события, поэтому и пришел, – рассказал молодой человек в танковом шлеме, представившийся Алексеем Татарниковым. – Мой дед на таком танке прошел всю войну, очень хотел сам приехать, но из-за плохого самочувствия не смог. Я пообещал для него сделать фотографии, даже специально его старый шлем надел, чтобы сфотографироваться рядом с танком.

– Я полковник в отставке, прослужил в вооруженных силах 36 лет, – пояснил Николай Розевика. – Служил в Чехословакии, Забайкалье. Для меня танк Т-34 – это ностальгия. В 2014 году по приглашению был на военном параде в Москве, где в полной мере ощутил мощь нашего оружия, а сегодня, случайно услышав по телевизору, что мимо Иркутска будет проходить танковый эшелон, конечно, приехал посмотреть. Это ведь наша история.

 

Генерал-майор запаса Василий Сундарев в танковом деле настоящий профи: закончил Благовещенское высшее танковое командное краснознаменное училище и военную академию бронетанковых войск им. Малиновского в Москве. Признается: несмотря на то что нести службу ему довелось на более современных броневых машинах, управлять «тридцатьчетверкой» все же посчастливилось – застал эту технику в начале обучения в училище. На них курсанты ездили на тактических учениях и практических занятиях.

– Для меня Т-34 – живая легенда, ведь он положил начало целой серии боевых машин, – растолковывает генерал. – В его конструкцию были заложены потенциальные возможности для дальнейшего совершенствования и по ходовой части, и по вооружению, а уж двигательная установка, впервые установленная на Т-34, до сих пор используется в современных боевых машинах.

Наконец, под звуки духового оркестра на первый путь въезжает длиннющий железнодорожный состав. Локомотив протягивает эшелон неспешно, чтобы все успели полюбоваться техникой.

– Смотри, папа, какой необычный поезд с танками! – восторженно кричит румяный от мороза карапуз.

– На таком, Костя, твой прадед в Берлин въехал, – с гордостью объясняет ему отец. – Это не простая машина, а танк Победы!

– Личный состав Иркутского территориального гарнизона, равняйсь, смирно! Митинг, посвященный прибытию 30 танков Т-34 в Иркутск, объявляется открытым! – дает команду полковник.

Праздничный митинг открывает министр по молодежной политике Иркутской области Александр Попов:

– Мы встречаем легендарную военную технику, которая снискала неувядаемую славу в годы Великой Отечественной войны. Все мы выражаем слова благодарности министру обороны Российской Федерации за то, что эта техника будет еще служить. Ее место не на переплавке, а на постаментах славы, на съемках фильмов о войне, ее место в музеях. И правильно, что сегодня вместе с военными встречать эту технику пришли молодые ребята, юнармейцы, члены военно-патриотических клубов и ветераны.

Александр Попов также отметил: аналогичный танк в качестве памятника был установлен в Иркутске 9 Мая 1967 года на ул. Советской. С тех пор ежегодно 9 Мая от него открывается праздничное шествие в честь Дня Победы.

Напомним, договоренность о передаче 30 танков Т-34 была достигнута в январе прошлого года во время визита министра обороны Сергея Шойгу в Лаос. Боевые машины 9 января доставили на корабле во Владивосток, откуда они отправились через всю страну по железной дороге в подмосковный Наро-Фоминск – пункт дислокации прославленной Кантемировской дивизии.

Т-34 выпускался советской военной промышленностью с 1940 по 1946 годы. За шсть лет было выпущено более 58 тыс. подобных танков. В послевоенное время их лицензионный выпуск осуществляли и в некоторых странах Варшавского договора, в том числе в Польше и Чехословакии. Возвращенные в Россию танки Т-34, до недавнего времени находившиеся на вооружении Лаосской Народно-Демократической Республики, были произведены в Чехословакии в начале 50-х годов. Об этом свидетельствует ряд незначительных технологических особенностей – характерная форма башни, способ сварки броневых листов и т.д. В остальном боевые машины сохранили узнаваемый облик знаменитой «тридцатьчетверки». Немаловажно и то, что все переданные танки находятся в полной исправности, что называется, на ходу, а значит – смогут использоваться при проведении парадов Победы, для обновления музейных экспозиций, съемок фильмов о Великой Отечественной войне и исторических реконструкциях.