Новое судно Росгидромета будет исследовать самые чистые и загрязненные места Байкала

Научно-исследовательский флот Байкала пополнился новым судном. Это теплоход «Профессор Вознесенский», оборудованный по последнему слову техники. На нем специалисты Иркутского управления по гидрометеорологии и мониторингу будут проводить исследования во всей акватории Байкала и в его притоках. Особый акцент сделают на загрязненные места побережья. В первую навигацию судно отправится в мае будущего года.

Специалисты гидрометеорологической службы не только измеряют температуру воздуха или направление ветра. Круг их обязанностей гораздо шире, включая проведение экологического мониторинга на Байкале. Но возможностей единственного до сей поры небольшого судна, которое есть в ведении Иркутского управления УГМС, было явно недостаточно. Ведь периметр озера превышает 2 тыс. км. А метеостанции расположены в самых отдаленных уголках.

– Мы приняли в эксплуатацию новое судно для проведения комплексных экологических исследований озера Байкал на гидрохимические, гидробиологические показатели. Это исследования поверхностных вод, донных отложений, притоков озера. К тому же судно будет доставлять продукты и другие грузы в отдаленные метеостанции, в том числе на мыс Покойный, Ушканьи острова, в Баргузинский заповедник. До этого у нас на Байкале был один корабль с ограниченным функционалом, он также останется в эксплуатации. С появлением второго станем проводить больше исследований, – поясняет начальник отдела эксплуатации флота Иркутского УГМС Дмитрий Александров.

6 ноября возможности нового корабля продемонстрировали журналистам. От пристани «Ракета» он сделал круг по Иркутскому водохранилищу. За штурвалом капитан Сергей Польников. Во флоте служит с 1989 года. Несколько лет был старпомом на флагмане научно-исследовательского флота Байкала – судне «Г.Ю. Верещагин» Лимнологического института СО РАН. Поэтому особенности флотоводства на озере знает хорошо:

– У нас на Байкале рассчитываем на одно, получаем другое. Приходится штормовать, куда-то убегать или дальше по программе работать. Мы провели испытания этого теплохода на случай шторма. Кренование делали. Выяснили, что судно устойчивое. Крен дает небольшой. Те, кто расчеты делал, уверяют, что все будет отлично.

В рулевой рубке он демонстрирует радиолокатор, эхолот и другое радионавигационное оборудование. Возможности судна позволяют ему работать в любое время суток и даже во льдах до 20 см толщиной. Мощность двух установленных в машинном отделении двигателей – 400 лошадиных сил. Корабль способен развивать скорость до 24 км в час и делать полный оборот по Байкалу за 10 суток.

– Для нас это радостное событие. На Байкале таких судов еще не было, – считает руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды РФ Максим Яковенко. – Оно будет работать не только для Росгидромета, но и для всего Байкала. Поэтому все федеральные и местные органы власти мы приглашаем к сотрудничеству по мониторингу озера. Судно многоцелевое. К нам уже обращаются коллеги из особо охраняемых природных территорий не просто для того, чтобы мониторить, но и грузы им доставлять. Обращается много компаний, которым интересно по научным грантам смотреть за озером.

Корабль строили четыре года по федеральной целевой программе «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012–2020 годы». Разрабатывало его Горьковское центральное конструкторское бюро речного флота. Сами детали судна импортные. Длина теплохода – 40 м, ширина – 7,2 м, осадка – 1,48 м. Экипаж будет состоять из восьми человек, экспедиционный состав – до десяти человек.

Взятые пробы воды, грунта, микроорганизмов специалисты смогут анализировать прямо на борту – в современных лабораториях

В зоне исследований нового судна как фоновые, самые чистые места Байкала у заповедников, так и самые загрязненные – около населенных пунктов и мест массового туризма. Это, в том числе, и район БЦБК, где у берега остается промплощадка комбината и находятся его отходы, которые по-прежнему оказывают негативное воздействие на окружающую среду. Также специалистов интересует Селенга, где действует еще один целлюлозно-бумажный комбинат. Кстати, «Профессор Вознесенский» способен работать не только непосредственно в акватории Байкала, но и в притоках.

справка

Аркадий Вознесенский – русский советский геофизик, климатолог, профессор, заслуженный деятель науки РСФСР (1934). Директор Иркутской обсерватории (1895–1917). Он первым обратил внимание на необходимость наблюдений и изучения озера Байкал. При активном участии ученого на озере появилась сеть метеорологических станций. Профессор является автором научных трудов, посвященных климатическим и сейсмическим особенностям Байкала, Сибири и Монголии.

Другие материалы