10.10.2018 09:00
Рубрики
Общество
10.10.2018 09:00

Дом, где согреваются сердца

10 октября социальной деревне Заречная, что находится в поселке Усть-Балей Иркутского района, исполняется 19 лет. Кто хоть раз побывал в ней, навсегда оставляет здесь частичку своего сердца. Просто потому, что невозможно оставаться равнодушным, видя, каким обычным человеческим счастьем пронизана жизнь ее обитателей – взрослых юношей и девушек, которым когда-то поставили страшный диагноз – умственная отсталость.

С чего все начиналось, чем сегодня живут воспитанники Заречной, какие планы строят на будущее, газета «Областная» поинтересовалась у руководителя Иркутской областной общественной организации инвалидов «Семейная усадьба» Натальи Рагутской.

 Дерзкие замыслы

Наталья Николаевна встретила нас, как всегда, с улыбкой, радостно и спокойно. Общаясь с ней, почему-то кажется, что она могла стать хорошим учителем начальных классов, о которой с восторгом и придыханием ученики будут вспоминать много лет спустя после школы. Но ей выпала другая судьба. Еще в 1990 году она вместе с несколькими матерями задумалась, что будет делать ее дочь Маша, когда станет взрослой. Этот вопрос задают себе все родители особенных детей. Но 28 лет назад для детей с ментальными нарушениями здоровья выбор был невелик: либо четыре стены дома, либо государственное спецучреждение.

– То время, которое у всех в памяти осталось как «лихие 90-е», оказалось для нас временем реализации самых дерзких замыслов. Просто нереальной тогда была мысль о том, что люди с нарушениями умственного развития могут жить как все, – призналась Наталья Рагутская. – Для меня и для других таких же родителей знаковой оказалась встреча с лечебным педагогом из Финляндии Аннели Граеффе. Нам буквально показали свет в конце тоннеля. Благодаря поддержке ее самой и ее друзей, мы побывали в социальных деревнях в Финляндии, Швеции, Норвегии и, конечно, загорелись мечтой построить такую для наших детей, где можно полноценно жить: иметь свой дом, друзей и товарищей, учиться и работать.

В 1995 году родители старших детей объединились в «Семейную усадьбу»: занимались в своей городской школе и одновременно искали место под будущую деревню. В то время в Усть-Балее находилось подразделение Гороховского колхоза. Наталья Николаевна выступила на собрании трудового коллектива, и общим решением земля была передана на благое дело – создание первой в Иркутской области социальной деревни. Сейчас на этой земле много построек – жилье, мастерская, спортзал, стайка для домашних животных, большой огород. Однако начиналось все с небольшого деревенского домика.

– Сначала мы взяли в аренду заброшенную усадьбу с огородом недалеко от будущей деревни. Дом неблагоустроенный, туалет на улице, баня на улице. Первые мастерские были там же, где жили. В комнате стояла кровать и напротив – ткацкий станок. Если бы не поддержка со стороны мужа, таких же энтузиастов-родителей, пришлось бы совсем туго. Осенью 1999 года мы с пятью моими учениками, среди которых была и моя дочь Мария, приехали на каникулы в этот дом. Они провели тут несколько дней и сказали: «Мы хотим остаться здесь жить». Решение ребят совпало с желанием родителей! И тогда мы поняли, что надо сделать все, чтобы деревня состоялась. А это значит, чтобы здесь были и обученные сотрудники, и регулярное снабжение продуктами, и транспорт. С тех пор 10 октября мы считаем днем рождения нашей деревни Заречная.

Проект «Семейной усадьбы» вместе с проектом другой родительской организации «Прибайкальский исток» поддержал губернатор Иркутской области Борис Говорин. В течение четырех лет из областного бюджета выделялись деньги на создание социально защищенных поселений. Этот шаг оказался судьбоносным не только в местном масштабе.

– Работа по социальной адаптации, абилитации людей с ментальной инвалидностью, которую мы проводили почти 20 лет, теперь стала называться сопровождаемым проживанием и сопровождаемой занятостью. Звучит! Я сама курировала строительство деревни, благо мое первое образование техническое.

 Идеальная модель жизни

Это сегодня, когда вы приедете в деревню, вас поразит чистота и ухоженность самого дома и территории. Ребята занимаются в мастерских, возделывают собственный огород, ухаживают за домашней живностью: коровой, козой и поросятами. В этом большая заслуга заведующего Заречной педагога-психолога и мастера своего дела Виктора Алексеевича Колесникова, который работает здесь с 2000 года. Однако на создание такой, практически идеальной модели общежития ушел не один год.

– По прошествии времени мы понимаем, что та модель, которую мы для себя выбрали, – сопровождаемое проживание в полностью благоустроенном доме в условиях сельской местности – оказалась правильной. Дело в том, что после 18 лет у ребят с инвалидностью заканчиваются льготы, а значит, и забота государства. Это уже взрослый человек, как говорится, отрезанный ломоть. На уровне государства по отношению к таким людям остается основная функция – обслуживание. Мы изначально поставили цель, что у нас нет обслуживания. Каждый из наших воспитанников обслуживает себя сам в той степени, в которой может. Ему надо просто помогать свои возможности реализовать. Ориентированность, прежде всего, на личность человека и на создание гармоничных отношений в коллективе. Такая атмосфера способна обеспечить физическое, психическое и социальное благополучие человека, что полностью соответствует определению здоровья, данному Всемирной организацией здравоохранения.

Надо признать, что за 19 лет Заречная стала гордостью всего Усть-Балея. Местные жители давно не пугаются соседства с воспитанниками деревни, а с удовольствием приходят к ним в гости. К примеру, в июне в деревне прошла уже третья областная олимпиада для людей с ментальным нарушением здоровья, и в смешанных соревнованиях принимали участие деревенские ребятишки. А 31 августа состоялось долгожданное событие: в Заречной оборудовали площадку с уличными тренажерами, и теперь, чтобы позаниматься спортом на свежем воздухе, сюда спешат ребята со всего Усть-Балея.

– Когда начинали создавать деревню, а это 1990-е годы, мы знали, что у нас никогда не будет достаточно средств. Приходилось рассчитывать только на себя, на те пенсии, которые государство платило нашим детям. Сегодня мы активно пользуемся разными формами поддержки, которую оказывают некоммерческим организациям. Сейчас, например, реализуем большой президентский грант «Все, что нужно для здоровья», благодаря ему, в том числе, провели областную спартакиаду для людей с нарушениями ментального здоровья. На средства еще одного президентского гранта «Летний сезон в социальной деревне» установили уличные тренажеры, оформили площадку для отдыха ребят и сотрудников, модернизировали систему полива на огороде. Ребята в своей работе начали использовать средства малой механизации. На средства гранта Губернского собрания общественности и Благотворительного фонда Марины Седых развиваем животноводство, и нынешней осенью наши домашние животные переедут в новую стайку для скота. Теперь мы только удивляемся, как же они все это время умещались в старой, тесной. Они, наверное, тоже в недоумении. Поверьте, у нас нет стремления просто выиграть грант. Каждая копейка, вложенная в нас государством, неизбежно ведет к улучшению эффективности работы по социальной адаптации наших ребят, повышению их жизненной компетенции. А разве не к этому мы стремились, создавая деревню? И отрадно, что теперь у нашей страны есть такие возможности.

Наталья Николаевна признает, что опыт «Семейной усадьбы» и Заречной сегодня востребован со стороны министерства социального развития, опеки и попечительства. Министерство заинтересовано в том, чтобы организация вошла в реестр поставщиков социальных услуг и предоставляла места для других людей с ментальными нарушениями.

– Мы не против, но пока есть моменты, по которым мы не можем гарантировать стабильность этой работы. Например, нашего персонала хватает только на то, чтобы создать условия для уже проживающих. Но если мы станем поставщиками услуг, то обязаны будем принимать определенное количество нуждающихся. Кроме того, нас никто не будет спрашивать, подходит человек для наших условий или нет, а при этом легко разрушить уже сложившийся микроклимат. Мы сами должны изыскивать средства на содержание и ремонт материальной базы, на выполнение требований контролирующих органов, что также ставит нас в неравные условия с госучреждениями.

 «Приезжайте к нам и увидите все сами»

Также Наталья Николаевна отмечает, что сейчас они сталкиваются с тем, что современные родители не готовы отпускать своих повзрослевших детей в «свободное плавание».

– Низкий поклон тем родителям, которые, не зная, что такое социальная деревня, много лет назад просто поверили мне и отпустили детей за тридевять земель от родного дома. Сейчас с родителями никто так не работает, и они предпочитают снимать тренировочные квартиры в городе, продолжая лично контролировать жизнь своего ребенка. Кроме того, сейчас такое время, когда материальные трудности почти у всех, и из семейного бюджета выделить 12–15 тыс. рублей социальной пенсии не каждый готов. Хотя это деньги не родительские, а ребенка. Сейчас те родители, чьим детям по 30–40 и более лет, стали задумываться о дальнейшей судьбе своих детей. Честно говоря, это уже поздно. Тем же родителям, чьи дети сейчас на пороге взросления, кому по 14–15 лет, хотелось бы сказать: «Ваши дети еще могут чему-то научиться, у них еще не пропал потенциал развития. У нас в организации есть обучающие и развивающие программы, есть программа социально-адаптационных практик. Приезжайте и увидите все сами». Эффективной может быть только системная работа.

– Вы готовы расширять свою деревню?

– Безусловно. Будет прекрасно, если со временем у нас появится второй дом.

комментарий

Ирина СИНЦОВА, председатель комитета по социально-культурному законодательству Законодательного Собрания Иркутской области:

– Сегодня у нас успешно работают две социальные деревни: Заречная в Усть-Балее и «Исток» недалеко от деревни Турской. Обе расположены в Иркутской районе. Когда несколько лет назад наша страна подписала Европейскую конвенцию о правах инвалидов, опыт Иркутской области, я говорю не только об инициативе родителей, но и о взаимодействии с органами власти, уже соответствовал современным международным требованиям этой конвенции. В первую очередь, слова благодарности активным родителям, которые в свое время поняли, что нужно менять действительность, и не сидели, не ждали каких-то мер соцподдержки, действовавших со стороны органов госвласти, а конкретно начали предлагать свое. И сегодня это принято не только Иркутской областью, опыт работы распространяется и в других регионах. Сейчас на уровне государства разрабатывается концепция сопровождаемого проживания, нормативная база, мы ищем формы, в которых они бы проявлялись. Инициатива людей и общественных организаций показывает, что ко многим инновациям мы должны просто присмотреться. Они, может быть, уже есть, их надо просто претворить в жизнь. На примере «Семейной усадьбы» мы можем откровенно говорить о том, что человек с ограниченными возможностями тоже проявляет себя. Он нужен в этой жизни, и это, наверное, самый главный смысл всего.