30.05.2018 09:00
Рубрики
Власть
Теги
30.05.2018 09:00

За чужой счет

Плох тот мэр, который не заботится о развитии своей территории. Только делать это можно по-разному. Одни стремятся эффективнее расходовать имеющиеся средства, искать дополнительные резервы, экономить каждый бюджетный рубль. Это требует больших усилий, профессионального управления, нестандартных подходов.

Но есть и другой путь, более простой и открывающий широкие возможности. Его обозначил в своей законодательной инициативе мэр Ангарского городского округа Сергей Петров. Он направил в областной парламент проект закона «О внесении изменений в части 1 и 2 статьи 13-й закона Иркутской области «О межбюджетных трансфертах и нормативных отчислениях доходов в местные бюджеты». Суть этих изменений сводится к перераспределению доходов областной казны в пользу муниципальных образований второго уровня. Глава округа считает возможным передать им дополнительно 20% от суммы налогов, собираемых по упрощенной системе налогообложения, а также увеличить на 5% отчисления от налога на доходы физических лиц.

Вот вам и средства на развитие, может подумать неискушенный читатель. И очень сильно ошибется. Прежде всего, от такого маневра пострадает консолидированный бюджет Иркутской области, который недосчитается около 3 млрд рублей. А выиграют, как показывают расчеты, только крупные города – Ангарск, Братск и Иркутск. Именно они получат около 80% средств, подлежащих перераспределению.

А как же остальные? Остальным придется сильно поубавить свои аппетиты, потому что уменьшение доходов областного бюджета, неминуемо приведет к сокращению средств, выделяемых на развитие муниципальных образований. В особенности это касается дотационных территорий, то есть тех, которым не хватает собственных средств на решение социальных проблем. Они получают их в виде субсидий из той части консолидированного бюджета, которая формируется из доходов, поступающих в казну со всей территории.

А проблем таких перед муниципальными образованиями стоит немало. Взять, к примеру, вопросы, связанные с формированием комфортной городской среды. Сейчас в реализацию этой программы включились более 600 городских и сельских поселений. Они разрабатывают проекты благоустройства, обсуждают их с населением. Если инициатива ангарского мэра будет реализована, то получится, что стараются они зря. Бюджетных средств на реализацию программы не хватит.

Да что там благоустройство! По предварительной оценке, в связи с повышением минимального размера оплаты труда, нагрузка на консолидированный бюджет Иркутской области увеличивается до 5,3 млрд рублей. Пополнение доходов должно коснуться более 200 тыс. человек. Как отнесутся они к законодательной инициативе, уменьшающей расходную часть областного бюджета более чем на половину этой суммы, представить нетрудно. Труднее понять авторов законопроекта, которые всерьез рассчитывают, что их инициатива будет реализована.

Впрочем, надежд на это мало, слишком уж очевидны неизбежные потери для жителей области. На это обстоятельство обратил внимание в своем отрицательном заключении на законопроект губернатор Иркутской области Сергей Левченко. Глава региона считает, что реализация замысла приведет к нарушению сбалансированности областного бюджета, таит в себе угрозу неисполнения принятых обязательств. Во избежание этого надо сохранить систему мобилизации всех налоговых поступлений в областной казне для их последующего перераспределения среди муниципальных образований.

Эту позицию поддерживают главы территорий, обратившихся с письмом к губернатору области. Они отмечают право всего населения региона на достойные условия жизни и просят Сергея Левченко использовать свои полномочия для соблюдения этих прав. Еще ранее законодательная инициатива получила отрицательное заключение членов комиссии по экономическому развитию и финансам при региональном совете Иркутской области.

– Нельзя принимать этот законопроект, потому что его реализация сокращает средства, предусмотренные для выравнивания бюджетной обеспеченности, – убежден заместитель мэра Иркутского района Игорь Жук. – Она и без того сегодня существенно отличается, если сравнить крупные муниципальные образования с дотационными территориями. Без поддержки региона нам не справиться с выполнением майских указов президента, созданием комфортных условий проживания в сельской местности.

– Справедливость требует, чтобы деньги оставались в областной казне, – считает мэр Жигаловского района Игорь Федоровский. – В этом случае у малочисленных муниципальных образований больше возможностей получить средства на строительство новых социальных объектов, повышение качества жизни людей.

Казалось бы, все ясно. Остается только повторить то, о чем говорилось вначале. Резервов для наращивания собственной доходной базы у муниципальных образований немало, все дело в том, как они используются. По росту налоговых и неналоговых поступлений в местные бюджеты муниципалитеты Иркутской области отстают от среднероссийского показателя почти в два раза. И это несмотря на то, что им уже предоставлено право использовать в своих интересах до 30% налогов, собираемых с предпринимателей, работающих по упрощенной системе. Значит, надо активизировать работу с деловым сообществом, чтобы налогоплательщики активнее переходили на эту систему.

Для поддержки малого и среднего предпринимательства существует целый комплекс мер, который можно использовать в интересах развития бизнеса, для укрепления бюджетной обеспеченности территории. На региональном уровне действуют шесть институтов поддержки предпринимательства. Они обладают большим потенциалом, открыты для сотрудничества с властью и бизнесом по созданию условий для развития производства. Это, конечно, требует немалых усилий и желания, которых, как видим, хватает не у всех.

Вот и получается, что запустить руку в областную казну – самый простой выход из трудного положения. Но стремление разбогатеть за чужой счет не имеет ничего общего с эффективным управлением. Это уже называется совсем по-другому.