23.05.2018 09:00
Рубрики
Экономика
23.05.2018 09:00

Кто нужен рынку труда?

В преддверии выпускных экзаменов и сдачи ЕГЭ редакция газеты «Областная» провела круглый стол на тему «Рынок труда: соответствие спроса и предложения». Уже очевидно, что западные санкции стали хорошим стимулом для развития отечественной экономики. Строятся новые предприятия, промышленные гиганты инвестируют в передовые технологии, повсеместно открываются детские сады, школы. Эксперты говорили о востребованных специальностях рабочих профессий, делились опытом взаимодействия с работодателями.

Вечный дисбаланс

В настоящее время, по словам экспертов, в Иркутской области наблюдается дисбаланс спроса и предложения. Около 40% жителей региона, стоящих на бирже труда, обладают профессиональными навыками по рабочим профессиям. При этом более 70% предложений работодателей касается рабочих специальностей, их список стабилен: по-прежнему востребованы рабочие, имеющие строительные профессии, автомеханики, лаборанты химического анализа, мастера столярно-плотницких работ, плиточники-облицовщики, повара-кондитеры, сварщики, слесари.

– Потребность рынка труда в этих профессиях сохраняется на протяжении многих лет. При этом ТОП-50 наиболее востребованных специальностей ориентирован на перспективу. Таким образом, большинство профессий из списка будут актуальны ближайшие пять-десять лет, – отметила Наталья Шлыкова, начальник управления занятости населения министерства труда и занятости Иркутской области.

По словам эксперта, ежегодно в Центры занятости населения обращается более 80 тыс. специалистов, в то время как рынок труда предлагает 110–120 тыс. вакансий.

– Мы видим, что на каждого занятого поиском работы по цифрам вакансия есть. Однако порядка 70–80% наиболее востребованных на рынке труда профессий требуют среднего профбразования. При этом его имеют только около 40% ищущих работу, – сообщила Наталья Шлыкова.

В Иркутский областной молодежный кадровый центр ежегодно обращается около 2 тыс. человек, преимущественно это молодежь до 23–24 лет. Количество вакансий растет и превышает число соискателей в два-три раза. Вместе с тем большинство предложений ориентированы на низкоквалифицированный труд.

– Согласно проведенным центром социологическим исследованиям, количество молодых людей, готовых работать не по специальности и переквалификации в случае серьезного повышения заработка за последние годы выросло с 30 до 60%. При этом минимальным уровнем оплаты труда молодежь называет оклад в 35 тыс. рублей, – уточнила Татьяна Измайлова, директор ОГКУ «Молодежный кадровый центр».

– Современное поколение выпускников школ, студентов – это другое поколение, которое уделяет повышенное внимание условиям проживания. Это в советское время ехали на целину, с нуля строили заводы, фабрики, в зеленом море тайги возводили целые города. Сегодня молодежь более прагматична. Ей нужно комфортное жилье, наличие сервиса – мобильной связи, интернета, молодые люди обращают внимание на инфраструктуру досуга. Видя, как живут их родители, ребята прекрасно понимают: для того чтобы иметь все необходимое, нужен хороший заработок, – говорит Владимир Гордеев, заместитель министра экономического развития Иркутской области.

На пороге выбора

Обеспокоенность экспертов вызывают не столько высокие запросы молодежи, сколько проблема профессионального самоопределения у школьников и студентов.

– Проблема трудоустройства молодежи, не имеющей опыта работы, актуальна. Да, мы наблюдаем рост интереса абитуриентов и их родителей к получению среднего профессионального образования, но чтобы быть успешным и востребованным на рынке труда, выбор профессии должен быть осознанным. Не секрет, что для многих родителей при поступлении 15–16-летнего ребенка в колледж или техникум на первый план выходит возможность избежать сдачи ЕГЭ и пережить трудный подростковый возраст. Конечно, социализация подростка – это важная функция образования, но наша главная задача – поддержка и развитие профессионального самоопределения, – поделилась своим мнением Ирина Карпикова, директор колледжа Байкальского университета.

Действительно, ребенок должен увидеть и понять, что собой представляет его будущая профессия. В Приангарье проводятся различные мероприятия, связанные со сферой труда. Примеры на круглом столе привела Анастасия Гетманская, начальник отдела профессионального образования областного министерства образования:

– С 2017 года развернули массовое движение по привлечению школьников в образовательные учреждения, где проводятся так называемые профессиональные пробы. И есть положительная динамика: в 2016 году в СПО пошли учиться 26% выпускников школ, в 2017 году – уже 28%. Также вместе с областным министерством труда и занятости мы проводим акцию «Неделя без турникетов», когда предприятия организуют дни открытых дверей для школьников и студентов. В этом году участниками недели без турникетов стали 187 предприятий.

 Фактор профстандарта

Участники круглого стола много говорили о повышении роли предприятий в системе профессиональной подготовки кадров. Только консолидировав силы, образовательные учреждения и работодатели смогут достичь высоких результатов. Директора колледжей поделились опытом по взаимодействию с их деловыми партнерами.

– Исторически так сложилось, что мы готовим специалистов для железнодорожной отрасли. И наши студенты находят работу задолго до получения диплома. Например, 17 человек на четвертом курсе у нас уже трудоустроены. Для них мы сделали индивидуальный график, когда они три дня работают, два дня учатся. В этом году впервые пятерых наших выпускников ждут на железной дороге после армии. Это для нас значимое событие, – рассказала Татьяна Ломакина, директор Иркутского техникума транспорта и строительства.

О высокой роли производственной практики рассказал директор Иркутского энергетического колледжа Николай Потороченко:

– Наш колледж плотно взаимодействует с ПАО «Иркутскэнерго» и другими энергетическими предприятиями области. Мы не побоялись услышать конструктивную критику наших деловых партнеров, провели анализ учебных программ и осуществили переформатирование планов по подготовке специалистов. Если в 2012 году практические лабораторные работы составляли 10–15%, то сегодня теория и практика достигли соотношения 60 на 40. Мы не можем на территории колледжа построить ни ГЭС, ни ТЭЦ, поэтому по достигнутым договоренностям с компаниями проводим часть практических занятий на производственных площадках. Кроме того, на втором курсе к нам приезжает комиссия с предприятий, в состав которой входят мастера, начальники цехов, различных подразделений. На конкурсной основе они выбирают лучших и перспективных студентов, с которыми подписываются договора на углубленную подготовку. Таких студентов фактически с третьего курса принимают на работу, у них уже есть гарантированные места на предприятии.

Авиационная отрасль строит подготовку кадров на основе технологии долгосрочного будущего – форсайта. Опытом поделился заместитель директора Авиационного техникума Владислав Семенов:

– Во всем мире технологии сменяются очень быстро, новые рабочие задачи возникают быстрее, чем адаптируется к ним система подготовки. Школой управления «Сколково» был разработан проект «Форсайт компетенции» по стратегическим кадровым потребностям отраслей экономики. В рамках данного проекта прошло обучение всех руководителей предприятий авиационной отрасли страны. Были выработаны компетенции на периоды – краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный. Мы решили посмотреть вперед, на стратегические задачи будущего, на инвестиционные проекты, которые авиационная отрасль сейчас реализует, чтобы можно было готовить специалистов не под задачи прошлого, а под задачи предстоящие. Думаю, что Иркутской области тоже необходимо реализовать проект «Форсайт компетенции», чтобы готовить специалистов под конкретные нужды реального сектора экономики.

– В настоящее время внедряются профессиональные стандарты, где прописаны компетенции, которые должны быть сформированы у выпускников средне-профессиональных учреждений. Даже если у колледжей, техникумов, училищ нет обратной связи с предприятиями, они могут учесть актуальные компетенции, чтобы их выпускники были востребованы на рынке труда, – уточнила Анастасия Гетманская.

Эффективное трудоустройство

Безусловно, главным фактором в работе образовательного учреждения является трудоустройство его выпускников. Именно этот показатель влияет на престиж учебного заведения и его привлекательность для будущих студентов. Во многом благодаря активному строительству детских садов и школ будущие педагоги востребованы на рынке труда.

– Ежегодно мы получаем государственное задание на обучение порядка 500 студентов. Вместе с тем к нам поступает порядка 4 тыс. заявлений на обучение. Конкурс у нас очень высокий: бывает, что на одно бюджетное место претендуют до восьми студентов. В колледже действует производственная практика. Традиционно мы проводим круглые столы с участием работодателей, организовываем профессиональные пробы, демонстрационные экзамены. Наш день выпускника посещают от 100 до 120 работодателей. Практически все наши выпускники не испытывают проблем с трудоустройством, все находят работу по специальности, – поделилась успехами Жанна Тимергалеева, заместитель директора по общеобразовательной деятельности Иркутского регионального колледжа педагогического образования.

Нет проблем с трудоустройством и у выпускников Иркутского технологического колледжа. По словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе Ольги Рудых, за их студентами работодатели стоят в очереди:

– Динамичное строительство торгово-развлекательных комплексов, супермаркетов, магазинов обеспечивают стопроцентную занятость наших выпускников. Мы готовим специалистов в сфере торговли. Наши продавцы, коммерсанты, бухгалтеры везде востребованы.

Елена Третьякова, заведующая отделением по приему и профориентации Иркутского колледжа экономики, сервиса и туризма уверена, что талантливые специалисты долго без работы не засиживаются:

– 85% наших студентов в силу специфики образовательных дисциплин – это девушки. После выпуска многие из них занимаются воспитанием детей. У нас есть структурное подразделение, которое занимается трудоустройством выпускников. Благодаря акции «Неделя без турникетов» наши талантливые студенты еще во время учебы находят работу. Например, в прошлом году двух наших девушек взяли в гостиничный комплекс. Те, кто заточен на результат, без работы не останутся. Также у нас обучаются люди с ограниченными возможностями по здоровью. Специалисты по швейному делу востребованы на рынке труда.

О некоторых трудностях своего образовательного учреждения рассказала Алена Соболева, председатель приемной комиссии колледжа олимпийского резерва:

– По окончании производственной практики 90% выпускников отказываются дальше идти работать по специальности. То есть в школе наши студенты работать не хотят. Их ожидания не оправдываются. Надеемся, ситуация с трудоустройством изменится, поскольку с 2019 года мы будем выпускать специалистов по квалификации «тренер».

В ближайшей перспективе, по словам экспертов, в Иркутской области будут востребованы водители крупнотоннажных автомобилей, машинисты различной техники и аппаратов, электро-газосварщики, рабочие строительных специальностей, повара и работники организаций общественного питания, торговые работники. Официальный список «наиболее востребованных профессий до 2028 года» доступен на сайте регионального министерства труда и занятости. По оценкам ведомства, до 2028 года общая потребность в работниках организаций Приангарья составит порядка 164 тыс. человек.