28.03.2018 12:44
Рубрики
Территории
Теги
28.03.2018 12:44

Профессионалы пушного дела

Помочь родному вузу готовить грамотных специалистов намерен генеральный директор ООО «Охота-тур» Виктор Романов, который вошел в состав Попечительского совета Иркутского государственного аграрного университета имени А.А. Ежевского. Он сам в прошлом выпускник вуза, причем с красным дипломом, успешно много лет занимается бизнесом, специализируется на заготовке пушнины, кедрового ореха, лекарственных трав.

Страсти по соболям

В охотничьих кругах личность Виктора Романова известна, к нему относятся с большим уважением. Его можно отнести к волне первых российских предпринимателей. Еще в середине «лихих» 90-х годов основал свое предприятие, пережил не один экономический кризис, сумел найти свою нишу, накопил огромный бесценный опыт, которым сегодня готов поделиться с молодыми специалистами, начинающими свой путь в профессии.

IMG_8290_resize

Хотя сам Виктор Иванович признается, что отечественная меховая индустрия сегодня переживает далеко не легкие времена. Закупочная цена соболя еще в 2012–2013 годах доходила до 240 долларов. Сейчас его оценивают не больше 90 долларов. «Так что если вы хотите шубку из соболя, самое время ее купить по рекордно низкой цене», – отмечает Романов. Почему так обесценилось «мягкое золото»?

Охотники с ностальгией вспоминают «доброе советское время», когда все было стабильно и предсказуемо – и работа, и помощь государства, и закупочные цены. Добытчики пушнины пользовались всеобъемлющей поддержкой. Их труд уважали, хорошо оплачивали. Обычным делом был заброс охотников на промысел вертолетами, вездеходным транспортом. Ни одна отдаленная таежная территория не оставалась неосвоенной. С развалом Советского Союза все кардинально изменилось.

– Охотники оказались брошенными на произвол судьбы. Государство не помогает промысловикам. Ничем. Ни оружием, ни боеприпасами, ни доставкой в охотугодья. Теперь эти расходы легли на их плечи. А работать приходится в суровых условиях, когда морозы под 50 и выше. Рыночная стоимость пушнины не позволяет порой компенсировать затраты. Например, соболя мы сегодня покупаем по 3500 рублей за шкурку, в среднем за сезон охотник добывает 70–80 штук. Сезон длится месяца четыре. И вот на эти деньги семья охотника живет год. Многие не выдерживают, вешают ружье на стенку и уходят на поиски другой работы, – констатирует Виктор Иванович.

В свое время ООО «Охота-тур» занималось оружейным бизнесом. Своих поставщиков Романов обеспечивал всем необходимым охотпровиантом – оружием, боеприпасами, капканами, помогает с ГСМ, запчастями, снегоходами, лодочными моторами. ООО «Охота-тур» закупает пушнину у охотников Катангского района, Усть-Кута, Киренска, сотрудничество ведется с промысловиками из Якутии, Тывы, Красноярского края.

Виктор Иванович говорит, что заниматься разведением клеточного соболя невыгодно. Себестоимость его шкурки высокая, на кормах не сэкономишь. «В Большой Речке пробовали разводить соболя, но дело пока не пошло. Клеточной норкой проще заниматься, ее рацион на 90% может состоять из рыбы», – отмечает Виктор Иванович. По его словам, сегодня в мире выращивают 60–65 млн клеточной норки в год, а соболя добывают только 550–600 тыс.

Из-за низкой добычи промыслового соболя значительно увеличилась популяция зверя. Он стал массово появляться даже там, где раньше в больших количествах не водился, даже вблизи дорог, населенных пунктов. «Если не регулировать популяцию соболя, то этот зверек способен нанести огромный вред тайге. Он спокойно добывает пернатых, белок, другую мелкую дичь», – убежден Романов.

Будущее меховой индустрии

ООО «Охота-тур» специализируется не только на шкурках соболя, но и приобретает мех ондатры, белки, горностая, колонка, рыси, росомахи. Заготовка промысловой пушнины у охотников и охотничьих хозяйств – это лишь полдела. Приобретенным шкуркам, прежде чем их реализовать, нужно придать товарный вид. Доработать, как говорят специалисты. А это целая наука, тонкое искусство. Здесь студентов тоже можно научить всяким премудростям. Есть, конечно, шкурки и без дефектов, которые стопроцентно готовы к продаже. Но большую часть закупаемого сырья в той или иной степени приходится доводить до ума. Кроме того, необходимо подготовить много документов. К каждой шкурке прилагают отрывной талон лицензии – в доказательство того, что зверек добыт законно, не браконьерским путем. Только после этого товар можно выставлять на аукцион.

– Самую высокую цену иностранные покупатели дают за соболя баргузинского кряжа – темного и седого. Мех ведь, как и алмаз, имеет размер, цвет, дефект, кряж (вид). Любой из этих показателей может очень значительно цену повысить или наоборот, понизить, – подчеркивает Виктор Иванович.

Кстати, результатом низкой цены на соболя стал демарш иностранцев на аукционе в Санкт-Петербурге четыре года назад. Когда зарубежные партнеры призвали ввести санкции и против меховой отрасли России. «Я внимательно наблюдал за торгами по интернету. Было видно, что сговор произошел прямо на аукционе. С тех пор мы вынуждены продавать свой мех по низким ценам», – говорит Романов.

Но он смотрит в будущее с надеждой, которую ему вселяет пушной аукцион в Иркутске. Сибиряки намерены составить достойную конкуренцию своим коллегам из Санкт-Петербурга. По их задумке, на аукцион должны приходить охотники даже с маленькими партиями. Таким образом добытчик сможет получить больше, чем на санкт-петербургских торгах, работая через посредника. Компании из США, Канады, Италии, Греции охотно покупают сибирский мех. Кстати, давно отмечено, что шубы, сшитые в Италии и Греции из российского соболя, продаются опять-таки в России. Законодатели моды научились ловко тонировать мех, шить оригинальные вещи, поэтому их товар весьма популярен у нашего потребителя.

– Иркутский пушной аукцион позитивно скажется на развитии туризма. Иностранцы хотят побывать на Байкале и готовы совместить рабочие дела с поездкой на всемирное наследие, – считает Виктор Романов.

А сибиряки с их щедрым гостеприимством могут покорить любого иностранца. Яркие впечатления ООО «Охота-тур» гарантирует тем, кто захочет узнать про особенности национальной охоты и рыбалки. Фирма имеет опыт по организации эксклюзивных туров на медведя, волка, лося, изюбря, глухаря и других диких животных.

Виктор Романов говорит, что студенты смогут пройти жизненные университеты и на заготовке кедрового ореха, а также пополнить свою копилку знаний, помогая собирать лечебные травы Байкала.

– Кедровый орех, как вы знаете, это кладезь витаминов, в них содержится сила самой природы. К нам поступает много заказов из Краснодара, Москвы, Новосибирска, Красноярска. Считаю, что сегодня мало внимания уделяется медицине, основанной на лечебных травах. Наши предки лечили любую хворь кореньями, семенами, травами. И сегодня мы занимаемся поставкой чабреца, зверобоя, толокнянки, чаги и т.д. компаниям, кто вплотную занимается фитотерапией. Кроме того, в списке наших услуг дериваты диких животных – желчь медведя, маральи панты и окостенелые рога диких оленей… В Тибетской медицине высоко ценится струя кабарги, которую применяют для лечения многих болезней, – уточняет Виктор Романов.

Азы любой профессии познаются на практике. Студенты-охотоведы, попадая в таежные условия, могут понять, правильный ли они выбор сделали, по той ли дороге решили пойти. И если они уверены, то наставники из ООО «Охота-тур» готовы помочь своим младшим коллегам постигать премудрости профессии.

 

На правах рекламы