13.12.2017 07:54
Рубрики
Парламент
Теги
#ЗС
13.12.2017 07:54

100-дневная дистанция

Темой правительственного часа, включенного в повестку 56-й сессии Заксобрания, стало исполнение двух статей – 16-й и 17-й – закона «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», инициированных парламентариями в прошлом году.

Поводом для их появления на свет послужило постоянное запаздывание с выделением муниципалитетам средств из областного бюджета. Порой перечисление происходило в мае-июне, еще два месяца тратилось на заключение контрактов, и по сути дела лишь к концу лета удавалось приступить к строительным работам. Неудивительно, что из-за упущенного времени сроки ввода многих объектов срывались.

Две новые статьи, впервые введенные в закон о бюджете, как раз и преследовали цель установить конкретные минимальные сроки распределения субсидий муниципальным образованиям, а после их получения определить в течение 100 дней поставщика или подрядчика по строительству, ремонту или выкупу зданий социальных объектов.

Министр экономического развития Евгений Орачевский отметил положительный эффект от действия обеих статей. По его словам, они устанавливают четкие сроки всех процедур и стимулируют органы власти к своевременному распределению субсидий, что позволило муниципальным образованиям в более ранний срок приступить к реализации мероприятий, предусмотренных госпрограммами.

Контрольный срок перевода первоначального межбюджетного транша в размере 5,6 млрд рублей был установлен 1 апреля. К этому времени на территории ушло 82% ассигнований. В ходе мартовской корректировки сумма трансфертов увеличилась до 13,8 млрд рублей. К 30 апреля, как это требовала статья 16, было распределено почти 90% выделенных средств. К настоящему моменту в адрес получателей ушло 13,5 млрд рублей, или 93% от общего объема. Нераспределенный остаток составляет более 1 млрд рублей, большая часть которого – дополнительные финансовые средства, выделенные муниципалитетам на ноябрьской сессии. Их перевод должен завершиться до 18 декабря.

Поскольку более 900 млн рублей нераспределенных средств проходит по ведомству минстроя, то депутат Владислав Буханов поинтересовался: успеет ли оно передать их муниципалитетам до конца года. Как заверила министр строительства, дорожного хозяйства Светлана Свиркина, несмотря на то что деньги поступили поздно, после ноябрьской корректировки бюджета большинство соглашений с муниципальными образованиями находятся в стадии подписания, и до конца года все средства будут освоены.

Отвечая на вопрос Виктора Шопена: отчего происходят задержки с перечислением муниципалитетам выделенных средств и заключением контрактов, председатель областного правительства Руслан Болотов назвал две основные причины: отсутствие у муниципалитетов подготовленной документации и некомпетентность подрядчиков.

– Порой на торги выходят и выигрывают их компании, у которых за душой нет ничего, кроме листа бумаги и авторучки. Мы их уже наперечет знаем. Стараемся бороться, но не всегда получается.

Председатель комитета по социально-культурному законодательству Ирина Синцова рассказала, что на недавно прошедшем в Ангарске форуме партийных проектов мэры ряда районов предложили создать реестр недобросовестных поставщиков и подрядчиков.

– Есть ли у правительства понимание необходимости такого шага? – спросила она.

– Есть, – ответил Руслан Болотов. – Я бы очень приветствовал, если бы муниципальные образования пошли по этому пути. Это сократит сроки исполнения, повысит качество исполнения заказов.

Высокую оценку статьи 17, отмерившей 100-дневную дистанцию для определения муниципалитетами поставщиков товаров и подрядчиков по строительству или ремонту запланированных объектов, дал областной министр по регулированию контрактной системы в сфере закупок Максим Авдеев.

К настоящему моменту проведены торги и заключены контракты почти на 7,8 млрд рублей, или 92% от общей суммы. С учетом того, что снижение первоначальной цены ряда контрактов позволило сэкономить 188 млн рублей, а еще 83 млн уже зарезервированы для проведения аукционов, то общий показатель заключенных контрактов составляет 96%.

Как показал анализ, 18% закупок все же не уложились в отпущенный 100-дневный срок. Среди основных причин – сбой в работе Единой информационной системы, произошедший в первом квартале, когда вся закупочная деятельность страны была парализована, необходимость корректировки плана-графика закупки в связи с увеличением финансирования в марте, а часть торгов просто не состоялась из-за отсутствия участников, и приходилось проводить их вторично.

Можно ли муниципалитетам обойтись при заключении контрактов без процедуры торгов, спросил депутат Илья Сумароков. По его мнению, она снижает ответственность муниципалитетов, особенно за проведение капремонтов, перекладывая ее на плечи заказчиков. Сфера закупок, как пояснил министр, регулируется федеральным законом, которому все обязаны подчиняться.

Депутат Дмитрий Баймашев обратил внимание на то, что зачастую победителями торгов становятся поставщики некачественных товаров, и поинтересовался: ставится ли им какой-либо заслон. Министр согласился, что проблема существует, несмотря на то что ведется реестр недобросовестных поставщиков, они зачастую меняют название фирм и вновь выходят на торги. Но, по его словам, ответственность несут не только поставщики, но и заказчики, обязанные проводить контроль качества поставляемых товаров.

– Это серьезная тема, – поддержал спикер ЗС Сергей Брилка, – и нам вместе с правительством надо над ней работать, чтобы в школы и больницы не попадали продукты, негодные к употреблению.

Депутат Анатолий Дубас предложил радикальный шаг – выйти с инициативой изменения федерального законодательства о закупках, установив, что победителями торгов не могут быть предприятия, не имеющие производственной базы и располагающие лишь столом и печатью.

Подводя итоги обсуждения, вице-спикер ЗС, председатель комитета по бюджету Наталья Дикусарова резюмировала, что внесенные депутатами в закон о бюджете-2017 статьи 16 и 17 показали свою эффективность, поэтому они включены в закон и на предстоящий трехлетний период.

– На основе практики применения данных положений разработаны предложения и рекомендации по усовершенствованию работы, которые включены в постановление Законодательного Собрания. В частности, правительству рекомендовано уже в конце этого года провести предварительную подготовку документации для определения подрядчиков и поставщиков, обеспечить единый подход к включению объектов в госпрограммы, провести анализ неисполнения статей 16 и 17.

goszakaz.ru