Авиакатастрофа «Руслана»: вспомнить все

20 лет назад, 6 декабря, в микрорайоне Иркутск II на жилые дома рухнул военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». В результате авиакатастрофы погибли 72 человека. На прошлой неделе в Главном управлении МЧС России по Иркутской области собрались очевидцы той страшной трагедии.

В субботний день, 6 декабря, «Руслан» в 14.44 вылетел с аэродрома Иркутска II. Он выполнял рейс Москва – Иркутск – Владивосток – Камрань. Через пару секунд после взлета у судна по очереди отказали три двигателя из четырех. Самолет упал на жилой район. Основной массив конструкции рухнул на дом № 45 по улице Гражданской, хвостовая часть судна влетела в дом № 120 по улице Мира, остальные обломки упали на здание детского дома.

Через час после случившегося на место катастрофы прибыл председатель ЗС Сергей Брилка. Он в те годы занимал должность заместителя главы администрации Иркутской области по архитектуре, строительству, жилищной политике и делам Севера. Он подчеркнул, что в ликвидации последствий катастрофы было задействовано огромное количество людей:

– Это силы пожарной охраны города, курсанты школы МВД, сотрудники милиции и местные спасатели. Через пару часов с командой офицеров на место трагедии прибыл министр МЧС Сергей Шойгу. Многие задачи помогали решать руководители промышленных предприятий региона. Неоценимую помощь оказала компания РЖД, предоставив мощнейшую технику для изъятия хвостовой части самолета, а также для вывоза разрушенных домов и строительного мусора. Вскоре на помощь иркутянам прибыли команды спасателей из Читы, Забайкальского и Красноярского краев. Благодаря профессионализму и слаженной работе пожарных из горящих квартир были спасены 27 человек, а последствия катастрофы были устранены за шесть дней, даже раньше положенного срока.

Одним из первых на место катастрофы прибыл Сергей Белоусов. Он тогда работал помощником начальника 8-й пожарной части и входил в состав пожарного гарнизона, который был выставлен на летном поле для сопровождения сверхтяжелого самолета.

– Когда самолет взлетел, у двигателя промелькнуло что-то красное, будто искры. Судно поднималось, а потом пошло прямо и вдруг начало опускаться. У спасателей сработала рация, телефонист обозначил точное место падения, куда мы прибыли через пять минут. Все было в черном дыму. Мы ходили по квартирам, извлекали людей из деревянных домов, тушили огонь, – рассказал пожарный.

В этот день нервы Сергея Белоусова были на пределе. Большой стресс он испытал за свою семью, которая проживала в 400 метрах от места крушения:

– Я ехал и молился, страшно переживал, но по долгу службы отбросил все личное и полностью отдался работе. Я достал планшет и начал проводить разведку, анализировал, откуда дует ветер, где и как лучше установить машину, с какой стороны подъехать. К счастью, мои родные не пострадали, но из памяти такое происшествие не уйдет никогда.

Подобный ужас, когда услышал о катастрофе, испытал Леонид Альков, который работал на месте трагедии в качестве журналиста «АС Байкал ТВ».

– В субботу утром мы с женой отправились в центр города за покупками, а нашего годовалого ребенка отвезли в Иркутск II к тестю и теще, которые жили на Гражданской, 46. Когда мы услышали по радио новость о крушении, сильно испугались, ведь самолет упал на дом № 45, а это напротив нас. Мобильной связи тогда не было, чтобы сделать звонок, мы поспешили в театр кукол «Аистенок», где работала жена. Выяснили, что с родней все хорошо, но из их окна видно, как из пятиэтажки напротив торчит хвост самолета, – рассказал Леонид Альков.

Он признался, что сильнейшее впечатление на него произвела история одного пожарного, который спас множество чужих жизней, но потерял родных и близких:

– Через год я готовил специальный выпуск про пожарного, у которого в доме № 45 погибла семья. Его расчет был поставлен на другой подъезд. Спасатель рассказывал, как это было. И очень тяжело представить, что чувствовал человек, который исполнял свой долг пожарного и не рвался туда, где его сын и дочь.

Героизм, выдержку и оперативность проявляли не только спасатели. Галина Крюкова, будучи директором детского дома-интерната № 1, самоотверженно помогала эвакуировать ребят из горящего здания.

– Это был сончас, дошколята спали и выбегали босиком, полностью раздетые, день был очень морозный. Не все дети, которых удалось эвакуировать, выжили. На пятые сутки умерла Аня Тернис, сильно пострадал сын воспитательницы Макар, его отправляли в Москву на лечение, где он прожил полтора месяца. С большими ожогами была Римма Васильева, девочка, которая сегодня работает поваром в столовой авиационного завода. Конечно, жертв было бы больше, если бы наши дети не отправились на мероприятия в дом творчества и на каток, – призналась она и подчеркнула, что реабилитироваться после трагедии помогали многие.

Виктор Черномырдин, посетив место катастрофы, сразу же издал постановление правительства, по которому на восстановление детского дома было выделено 20 млн рублей.

Генерал-лейтенант внутренней службы в отставке Борис Гроник, а также начальник управления государственной противопожарной службы Геннадий Файзрахманов обратили внимание на факт мародерства, а также на слабую укомплектованность пожарных частей в то время:

– Со всех пожарных рукавов шли фонтаны, на улице мороз, все промокли, было нелегко и физически, и морально. Воровали даже из пункта приема вещей. Пришлось организовать два кольца охраны, – рассказал Борис Гроник.

– Воду пришлось доставлять из Ангары, район бедствия не мог обеспечить бесперебойное водоснабжение, поэтому протянули шесть километров линии от реки, – пояснил Геннадий Файзрахманов.

Валерий Перфильев, он в тот год был заместителем начальника управления государственной противопожарной службы, изложил, что вопреки всем предпосылкам «Руслан», заправленный на 110 тонн, при падении не взорвался, и авиационное топливо разлилось по всей округе:

– Около 15 тыс. квадратных метров были залиты керосином. После того, как пожар был потушен, мы продолжали запрашивать силы и средства, чтобы слить основную массу топлива и обезопасить район от повторных возгораний, – информировал Валерий Перфильев. Он также признался, что его восхищало не только мужество спасателей, которые работали на месте аварии в 30-градусный мороз практически без сна, но и поведение местных жителей, которые считали своим долгом накормить и обогреть этих людей:

– Такого за 40 лет службы я нигде больше не видел. До утра пожилые люди стояли с горячим чаем и едой, несли одежду, готовы были впустить к себе домой. Мне там какая-то бабка дала белые перчатки. Я ей говорю: куда ж мне белые то? Хотел отказаться, но она мне так сказала, что пришлось надеть, – вспомнил Валерий Перфильев.

Дом № 45 по улице Гражданской снесли сразу после трагедии вместе с выгоревшими деревянными бараками, детский дом в 1999 году реконструировали, а на месте падения самолета построили храм Рождества Христова. В его основание заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли во время катастрофы своих родных и близких. Каждый год в день катастрофы в одно и то же время – в 14.45 здесь проходит гражданская панихида по погибшим.