11.10.2017 09:30
Рубрики
Общество
Текст
Наталия БЕРИШВИЛИ
Фото
Фото Павла БЕДНЯКОВА
Теги
#дети
Текст:
Наталия БЕРИШВИЛИ
Фото:
Фото Павла БЕДНЯКОВА
11.10.2017 09:30

Две трети первоклассников приходят в школу грамотными

Большинство современных детей приходят в первый класс, имея навыки чтения. Только треть не может прочесть предложение или вообще не знает букв. К таким выводам пришли ученые на основе оценки навыков около 3 тыс. российских первоклассников. Они выяснили, что уровень ребенка напрямую зависит от языка, на котором разговаривают в семье, и культурного капитала родителей.

 

Директор Центра мониторинга качества образования ВШЭ Елена Карданова рассказала «Известиям», что в ходе исследования ученые дважды оценили навыки чтения первоклассника: осенью 2016 года – вскоре после поступления в школу – и весной – незадолго до окончания учебного года. Исследователи выяснили, что 14% первоклассников приходят в школу, не умея читать. 17% могут узнать отдельные слова. Почти половина детей (48%) способны осилить короткую историю, но затрудняются в пересказе. Пятая часть первоклассников читает хорошо.

В конце учебного года разница между этими группами оказалась небольшой. Дети, показавшие максимальный результат, остались в лидерах. Максимальный прогресс продемонстрировали те 48% первоклассников, которые могли прочесть небольшую историю. А дети, изначально не умевшие читать, достигли наименьших успехов.

– Мы видим, что первые классы очень неоднородны: одни дети уже читают книги, а другие – еще не знают букв. Из-за этого учителя сталкиваются с большими сложностями в работе, – рассказала Елена Карданова. Российские дети приходят в школу в среднем в возрасте семи лет и четырех месяцев. По мнению эксперта, лучше, чтобы к этому возрасту ребенок уже умел читать.

– Это обогащает лексику и духовный мир ребенка, чтение необходимо для получения новых знаний и во многом становится залогом успеваемости в школе, – отметила Елена Карданова.

В ходе научной работы выяснилось, что уровень навыков ребенка в чтении напрямую зависит от языка, на котором разговаривают в семье, и культурного капитала родителей. При этом образование отца играет даже большее значение, чем матери. Ученые объясняют это тем, что статистически женщин с высшим образованием больше, а культурный капитал семьи выше, если оба родители окончили вуз. Также, если отец образован, у семьи, как правило, более высокий достаток и социальный статус.

Елена Карданова отметила, что в действующем федеральном государственном стандарте дошкольного образования не прописана подготовка к школе. Все, что дети знают и умеют к первому классу, это прежде всего заслуга их родителей.

По наблюдениям директора ижевской средней школы № 97, заслуженного работника народного образования Ахтама Чугалаева, читающих первоклассников год от года становится все больше.

–– У нас большая школа, поэтому читающих мы собираем в один класс, а не читающих – в другой, – рассказал «Известиям» специалист. – Но когда школа маленькая, и полкласса умеет читать и пересказывать, а вторая – нет, то учителю невероятно сложно работать. Либо те, кто читает, остаются без соответствующей нагрузки и регрессируют, либо те, кто не обладает такими навыками, не могут догнать остальных.

По словам Ахтама Чугалаева, между умением читать к первому классу и дальнейшей успеваемостью в школе нельзя поставить знак равенства. Но, без всяких сомнений, ребенку на первых порах будет легче, если у него есть такой навык.

Директор школы отметил, что с проблемой разной подготовки учеников педагоги столкнулись порядка десяти лет назад, когда в стране появились платные центры по подготовке к первому классу. Запретить родителям учить читать детей в раннем возрасте невозможно, как и нельзя исключить варианта, что человечество достигло того прогресса, когда грамоте нужно учить не с семи лет, а с четырех или пяти.

– Возможно, наступил момент, когда необходимо изменить программу дошкольного и школьного образования. Но для этого необходимы глубокие исследования и серьезные обсуждения, – отметил Ахтам Чугалаев.

Исполнительный директор Национальной родительской ассоциации Лариса Санатовская рассказала «Известиям», что различный уровень подготовки детей к школе создает диссонанс в учебном процессе. Отчасти в этом виноваты и сами школы: при зачислении некоторые из них отдают предпочтение подготовленным детям.

– Люди, которые с самого раннего детства уделяют внимание образованию своих детей, хотят как лучше. Однако не у всех родителей есть такая возможность, – пояснила эксперт.

Число умеющих читать первоклассников растет, и остановить этот процесс невозможно. Чтобы выровнять условия обучения для всех детей, необходимо больше внимания уделять дошкольной подготовке.