06.10.2017 17:20
Рубрики
Культура
Теги
06.10.2017 17:20

«Человек и природа»: время героев

Фильм «Хрупкий мир» эстонского режиссера и оператора Антса Таммика получил Гран-при 16-го Байкальского международного фестиваля документальных и научно-популярных фильмов «Человек и природа» им. В.Г. Распутина. Напомним, главный приз фестиваля – чек на сумму 100 тыс. рублей.  

– Этот фильм поразил нас, – подчеркнул академик киноакадемии «Ника», член правления Союза кинематографистов России, руководитель госкиноцентра «Пермкино», председатель жюри фестиваля «Человек и природа» режиссер Павел Печенкин. – Это картина исключительных кинематографических достоинств. Без слов. Я всем рекомендую ее посмотреть.

Фильм молодого фотографа и режиссера показывает, как два разных мира – искусственно созданный человеком, и мир природы – противостоят друг другу. В центре фильма – судьба болот, которые служат своеобразным фильтром: поглощая выхлопные газы и очищая воздух, они сохраняют грунтовые воды. Их будущее вызывает серьезное опасение автора.

Всего в конкурсной программе фестиваля приняли участие 16 фильмов из России, Словакии, Испании, Франции, Великобритании, США, Нидерландов, Эстонии и Греции. Напомним, фестиваль проводится Иркутским областным кинофондом и региональным отделением Союза кинематографистов России при поддержке правительства Приангарья и Министерства культуры РФ. Конкурсные ленты отобрали из более чем 400 фильмов, присланных на фестиваль. По мнению членов жюри, все они были на высоком уровне.

– Я человек, который смотрит очень много документального кино, – около тысячи фильмов в год, – признался Павел Печенкин. – Но здесь я увидел кино, которое меня удивило. Это действительно очень хорошие, редчайшие фильмы с глубоким содержанием. В них люди совершают гражданский подвиг. Словом, сегодня пришло время героев.

Приз «Лучший документальный фильм» получила лента «Завтра море» совместного производства Германии и Казахстана режиссера Катерины Суворовой. Картина рассказывает об одной из самых страшных антропогенных катастроф – исчезновении Аральского моря. На экране зрители видят соляную пустыню и ржавые остовы кораблей, когда-то покрытые водой. Море ушло, но остались люди: рыбак, которому негде ловить рыбу, старый садовник, который пытается выращивать растения на слишком соленой почве, гидробиолог, исследующий отложения бывшего морского дна, и пираты после кораблекрушения.

«Лучшим научно-популярным фильмом» стала лента «Озеро Восток. Хребет Безумия» российского режиссера Екатерины Еременко. В ближайшее время его можно будет увидеть в прокате иркутского «Дома кино».

– В XX веке учеными, работающими в Антарктиде, было совершено одно из самых величайших географических открытий – они нашли «младшего брата» Байкала под панцирем льда на глубине 4 тыс. метров, – отметил член жюри, кандидат биологических наук Виктор Кузеванов. – Это пресное озеро размером 250 на 50 км глубиной 1,2 тыс. метров. И авторы фильма смогли увидеть дальше: они показали, каким образом в район спутников Юпитера будет послана миссия, где под такой же толщей льда находится вода, и, возможно, там тоже есть жизнь.

Приз «Байкал» им. В.Г. Распутина за остроту поставленной экологической проблемы присудили картине «Рожденные свободными» режиссера Гаянэ Петросян совместного производства России и Великобритании. Фильм-расследование погружает зрителя в одну из самых жестоких и коррумпированных сфер бизнеса – международную торговлю морскими млекопитающими для индустрии развлечений.

– Есть научная теория, что Байкал – это маленький океан, ведь его берега расходятся на 1,5 см в год, там бывают типичные океанические волны, ветра, есть эндемики, поэтому премия «Байкал» – это маленький «Оскар», – считает член жюри, иркутский режиссер и оператор Дмитрий Слободчиков. – В Байкале живет нерпа, с которой в последнее время происходят такие же страшные вещи, как и с героями фильма «Рожденные свободными», поэтому мы присудили этот приз Гаянэ Петросян.

Награда СМИ-жюри в этом году досталась ленте «Озеро» российского режиссера и оператора Дарьи Блохиной. Он рассказывает о семье Филипповых, которые живут на Севере, вдалеке от цивилизации, но в гармонии с природой. Молодежное жюри фестиваля отдало предпочтение картине «Поморские жонки» российского режиссера Анны Каториной, которая рассказывает о жизни коренных обитательниц онежского берега. Приз зрительских симпатий вручили фильму «Озеро Восток. Хребет Безумия». Кроме того, специального упоминания жюри были удостоены фильмы: «Спасая бесконечность» режиссера Майкла Дж. Сандерсона из Нидерландов, «Прогноз погоды» Ивана Твердовского из России и фильм иркутского режиссера Марии Кельчевской «Святитель Иннокентий Вениаминов – имя славное и почтенное. Возвращение домой».

– Этот фильм члены жюри посмотрели вне конкурсной программы, мы с удовольствием бы дали ему главный приз, но это против правил фестиваля, поэтому решили отметить его специальным упоминанием жюри за искренность и честность, – отметил Павел Печенкин.

В рамках фестиваля прошел Байкальский питчинг молодых кинематографистов. На нем было представлено 12 проектов. В номинации «Игровое кино» победителями стали два проекта. Фильм «Лисички» режиссера Дарьи Разумниковой из Москвы, который она хочет снять в нашем регионе, и «Янжай» режиссера Оксаны Цепиловой. Они получили сертификат по 30 тыс. рублей от Иркутского областного кинофонда.

– Питчинг – это одно из главных мероприятий нашего центра, ведь он является мостиком между молодыми кинематографистами и опытными, – отметил директор Молодежного центра Союза кинематографистов России Дмитрий Якунин. – Иркутск стал первым региональным городом, где мы провели питчинг три года назад. Сегодня мы видим в региональном кино один из серьезных факторов для развития индустрии – глубокие смыслы, которых сегодня не хватает федеральному кинематографу.

В номинации «Документальное кино» победу одержал проект «Слушая тишину» режиссера Натальи Камышан по сценарию Юлии Сапожниковой. В качестве приза победитель получил сертификат от фирмы CANON на техническую поддержку для съемок фильма, а также финансирование фильма от корпорации «Русская Фильм Группа». Второе место занял проект «Последние листья» о художнике Алле Цыбиковой режиссера Анастасии Зверьковой. Третье место в номинации разделили два проекта: «Люди Барса» режиссера Анны Ганшиной и «Полигон Сказок» режиссера Александры Мерзляковой.