04.10.2017 11:13
Теги
04.10.2017 11:13

Трудная судьба бюджетных денег

На рассмотрение комиссии по контрольной деятельности Законодательного Собрания под председательством Геннадия Нестеровича были вынесены итоги трех проверок, проведенных аудиторами областной Контрольно-счетной палаты.

 Средства выделяются, но не осваиваются

В областную госпрограмму «Охрана окружающей среды» составной частью входит подпрограмма «Развитие водохозяйственного комплекса в Иркутской области», которая и стала предметом проверки на предмет рационального использования бюджетных средств в период 2014–2016 годов.

Основные задачи подпрограммы, которая реализуется областным министерством природных ресурсов и экологии, – обеспечение защищенности населения и объектов экономики от наводнений и повышение надежности гидротехнических сооружений. Но как отмечают аудиторы, отсутствуют критерии отбора таких сооружений, и не определен их рейтинг. Из двух десятков первоначально включенных, половина не имела ресурсного обеспечения. В 2015 году они были исключены из списка, а год спустя отдельные из них снова прописались в подпрограмме, но с ресурсным обеспечением лишь в 2020 году.

Проверка показала, что работы на водохозяйственных объектах идут черепашьими шагами. Из 20 объектов, включенных в подпрограмму, в проверяемый период завершено лишь берегоукрепление реки Китой в районе села Одинск. И дело не в отсутствии должного финансирования. Средств выделяется достаточно, но они постоянно не осваиваются. В 2014 году было возвращено в федеральный и областной бюджеты более 37 млн рублей, в 2015 году – более 21 млн рублей, в 2016 году – более 14 млн. рублей. В то же время работы по ремонту защитной дамбы на реке Витим в районе города Бодайбо, начатые в 2015 году, до сих пор остаются на начальном этапе.

Много претензий КСП предъявила администрации Ангарского городского округа по укреплению берегов реки Китой между поселками Старица и Кирова протяженностью 1200 метров. Во-первых, очень долго, на протяжении трех месяцев разыгрывался конкурс на выполнение работ. Контракт был заключен лишь в декабре, что не позволило использовать выделенные на 2016 год 134 млн рублей. Во-вторых, на 34 млн рублей была завышена первоначальная цена контракта. И в-третьих, подрядчику, ООО «Сибна», были оплачены невыполненные работы в размере более 100 млн рублей. Хотя администрация считает эти деньги всего лишь авансом, аудиторы определяют эту щедрость как скрытое субсидирование предпринимательской деятельности и неэффективным использованием бюджетных средств.

Геннадий Нестерович попросил объяснить затяжку с подготовкой проектно-сметной документации по строительству защитной дамбы села Подволошино.

– Его топит постоянно, а мы три года не можем разработать проект. В чем дело?

Как выяснилось, проект готов, но на него получено отрицательное заключение экспертизы. Эксперты считают, что для отсыпки дамбы необходимо применять песчано-гравийную смесь, а подрядчик настаивает на скальном грунте. Кто прав, выяснит судебное разбирательство.

– И сколько продлится это судебное разбирательство? Еще три года? Федерация идет нам навстречу, выделяет деньги, а мы их отсылаем назад. Это нетерпимо.

Члены комиссии рекомендовали областному министерству природных ресурсов и экологии принять меры по устранению выявленных нарушений.

 Болезнь под названием долгострой

По предложению Законодательного Собрания КСП исследовала рациональное использование бюджетных инвестиций в сфере здравоохранения, произведенных за последние три года.

Как сообщила аудитор Ольга Ризман, за это время размер инвестиций составил 1,8 млрд рублей. Это позволило ввести в эксплуатацию пять объектов здравоохранения: поликлиника в поселке Маркова, ЦРБ в Ольхонском районе, больничный комплекс в поселке Баяндай, поликлиники в поселках Кутулик и Бохан.

Все они завершены не только со значительным отставанием по срокам, но, как отмечают аудиторы, даже после сдачи в эксплуатацию продолжительное время не используются по назначению из-за отсутствия нужного медицинского оборудования и другого имущества. До сих пор из пяти объектов три не до конца укомплектованы.

Низкий уровень взаимодействия между министерствами приводит к затягиванию процедур по выделению земельных участков и оформлению необходимой документации, удорожанию строительства и неосвоению бюджетных средств. Тому яркий пример – строительство второго пускового комплекса «Центра по профилактике и борьбе со СПИДом». Он был включен в госпрограмму «Развитие здравоохранения на 2014–2020 годы» еще в 2014 году. На его возведение из федерального бюджета было отпущено 256 млн рублей. Но проволочки с выделением земельного участка привели к тому, что деньги были возвращены в федеральный бюджет. На следующий год история повторилась, и деньги опять ушли в Москву. А в 2016 году оттуда уже ничего не поступило. Минздрав России здраво рассудил: чего их гонять туда и обратно, раз область не может ими разумно распорядиться. В течение трех лет так и не решен вопрос о начале строительства второй очереди центра, словно со СПИДом в Иркутской области уже покончено раз и навсегда.

При проверке областного управления капитального строительства (УКС) установлены многочисленные нарушения и недостатки, свидетельствующие о его неэффективной работе как государственного заказчика по строительству объектов здравоохранения. Сорваны сроки заключения контрактов на реконструкцию детского санатория «Подснежник», строительство здания лечебного корпуса Катангской ЦРБ и поликлиники в поселке Качуг, что грозит уже ставшей традиционной бедой – неосвоением выделенных средств.

Представители министерств объясняют долгострой и затяжки с передачей готовых объектов в эксплуатацию старым наследием, которое приходится изживать в спешном порядке. Если ранее на подрядчика возлагалось не только возведение объекта, но и приобретение оборудования, то сейчас поставкой медицинского оборудования будет заниматься минздрав, более сведущий в этих делах. Это, несомненно, ускорит оснащение вводимых в строй объектов здравоохранения. Именно такое разделение обязанностей уже применяется при строительстве поликлиники в Иркутске.

По мнению членов комиссии, должна быть прекращена негативная практика срочного изменения показателей в сторону уменьшения, когда возникает угроза их невыполнения. Именно такой «спасительный маневр» зафиксировали аудиторы в ходе проверки.

– Из года в год повторяется одно и то же, – констатировал Геннадий Нестерович, – бюджет депутаты принимают в декабре, минфин выделяет деньги в начале года, а контракты заключаются в конце лета. На исходе августа их было заключено лишь 40%. И невозможно понять: в чем причина и кто виноват.

Комиссия обязала минздрав и минстрой предоставить к 1 декабря все графики завершения работ по объектам здравоохранения.