27.09.2017 14:07
Рубрики
Культура
Теги
27.09.2017 14:07

Сергей Филатов: Каждому времени – свои писатели

Президент фонда социально-экономических и интеллектуальных программ и председатель Союза писателей Москвы Сергей Филатов – один тех, кто стоял у истоков самого известного в нашей стране и за рубежом Международного форума писателей России, стран СНГ и зарубежья. В этом году он вместе с участниками форума приехал в Иркутск. Газета «Областная» не могла не воспользоваться случаем задать несколько вопросов о жизни и литературе известному политику и общественному деятелю.

– Сергей Александрович, почему вы выбрали Иркутск в качестве площадки для проведения форума?

– Признаюсь, что я очень люблю иркутскую землю. Я несколько лет провел в Шелехове, когда мы внедряли нашу разработку – высокоскоростной волочильный стан на местном кабельном заводе. Поэтому когда Сергей Георгиевич Левченко предложил провести форум в Иркутске, я с радостью согласился. Дело в том, что в последнее время мы почувствовали, что у нас большие трудности с посещением форума сибиряками и дальневосточниками из-за высокой стоимости авиабилетов, поэтому в прошлом году мы провели мастер-класс в Томске, а в этом постарались пригласить на форум на берегах Байкала максимальное количество ребят из близлежащих регионов.

– Многие считают, что наше время не способно родить гениев в области прозы, а как вы считаете? Есть ли у нас достойные писатели?

– Есть, за время проведения форума смена поколений произошла трижды, и в каждой из этих групп есть очень талантливые ребята. Словом, каждому времени – свои писатели. Плюс нашего форума еще и в том, что ребята находят путь к своим читателям благодаря журналам, потому что книги выпускают максимум тиражом 1 тыс. экземпляров, а толстые литературные журналы – это 5–7 тыс., и читатель может познакомиться с молодыми авторами. Более того, они все публикуются в интернете.

– Сейчас такое море прозы и поэзии в Сети, можно легко выпустить книгу, но публикация сегодня – не гарантия качества. Как читателю сориентироваться?

– Узнать новые достойные имена в литературе можно, в частности, благодаря нашим сборникам и изданиям. Кроме того, мы стараемся, чтобы наши ребята попали в шорт-листы фестивалей и литературных премий, которые сегодня и являются такими ориентирами. Их в России около 600. Не всегда, конечно, получаешь удовлетворение от того, кто становится их лауреатом. И пока таких, скажем, глубоких произведений они действительно не создали.

– Почему этого не происходит?

– Молодые писатели еще не впитали в себя тех преобразований, которые произошли в нашей стране, ведь мы сейчас стоим на перепутье. Начали реформу советской системы, поставили задачу сделать демократическое государство с рыночной экономикой, потом вдруг все начали сворачивать. Более того, мы сегодня не знаем, куда вообще идем, какая будет экономика. Политическая система тоже поменялась, сейчас наша власть уповает на силовые методы. Это все отражается на жизни и взглядах писателя, и многие притормозили свои процессы, потому что не очень понимают, как писать. А чтобы изучить это все, нужно время.

– Говорят, большое видится на расстоянии, может, прошло мало времени, чтобы осмыслить эти преобразования?

– Да, это так. Например, когда я был у власти, совершенно четко видел: то, что ты хочешь сделать завтра, не получится сделать легко, потому что из этого многомиллионного числа людей один тебя слышит, другой – нет, третий игнорирует и так далее. И в этом многообразии нужно искать возможность диалога. Пока мы его не выстроим и трезво не посмотрим на наше прошлое, не сможем двигаться дальше. Наш форум – это как раз та площадка, которая помогает выстроить диалог людям разных взглядов.

 

– Говорят, научить писать человека невозможно, зачем же тогда мастер-классы?

– Нужно постоянно оттачивать мастерство, учиться друг у друга, без этого процесса писателя и литературы быть не может, ведь у автора должен быть богатый словарный запас, который появляется, когда ты много читаешь. А у нас – океан книг, один человек прочитал эту группу произведений, а другой – эту, и если они обмениваются, друг друга читают, то это их взаимно обогащает.

Справка:

Сергей Филатов в 1964 году окончил Московский энергетический институт по специальности «инженер-электромеханик», кандидат технических наук. Работал на Московском металлургическом заводе «Серп и молот», на металлургическом заводе им. Хосе Марти на Кубе. Был заведующим лабораторией, а с 1986 года – заведующим отделом систем управления во Всесоюзном научно-исследовательском и проектно-конструкторском институте металлургического машиностроения имени А.И. Целикова. В 1990 году избран народным депутатом РСФСР, членом Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации, был членом Комитета Верховного Совета по свободе совести, вероисповеданиям, милосердию и благотворительности, членом комитета по вопросам экономической реформы и собственности. С января по ноябрь 1991 года – секретарь президиума Верховного Совета РСФСР. С ноября 1991 года – первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР, по должности являлся членом президиума Верховного Совета РСФСР. С апреля 1992 года – постоянный член Совета Безопасности Российской Федерации. С 1993-го по 1996 год был руководителем администрации президента Российской Федерации, а также председателем экспертно-аналитического совета при президенте РФ и председателем комиссии при президенте РФ по государственным премиям в области литературы и искусства.

 

Что волнует сегодня молодых писателей, чему они посвящают свои произведения? Эти вопросы мы задали участникам форума.

Юрий Харлашкин, прозаик, Иркутск:

– Меня волнуют проблемы культуры и воспитания. Сейчас есть определенный провал в этой сфере, но люди постепенно приходят в себя после 1990-х, и мораль поднимается в обществе.

Максим Живетьев, прозаик, Иркутск:

– Для меня главная тема – отстраненность человека от природы. На Байкале это актуальная проблема. Люди едут отдыхать на наше священное озеро и позволяют себе оставлять кучи мусора. Исходя из этого, вытекает другая проблема – человечество не думает о будущем. Люди берут от природы и от жизни все, а чем это закончится, их не волнует. Хороший писатель, на мой взгляд, должен побудить человека задуматься о таких вещах.

Денис Гудин, прозаик, Тамбовская область:

– В центре моего творческого мира – собственные призраки и страхи, которых нужно переболеть и преодолеть. Это страх потерять кого-то, страх одиночества и так далее. Другая тема – мой город. Я родом из Котовска Тамбовской области. Там находится один из самых крупных в стране пороховых заводов. Он периодически взрывается, происходят трагедии. Из-за устаревшего оборудования и несоблюдения техники безопасности постоянно гибнут люди. Это меня очень волнует, потому что моя бабушка проработала 50 лет на этом пороховом заводе.

Игорь Ветренко, драматург, Рязань:

– Меня волнует семья, проблемы отцов и детей, насилие – не только физическое, но и моральное. Я хочу писать о том, что интересно мне и людям, но чтобы это был не просто набор лозунгов.

Екатерина Гузема, драматург, Ижевск:

– Я уже пятый год пишу пьесы. Изначально в моей жизни появился театр «Ля партизан» Ижевского центра современной драматургии и режиссуры, где я начала играть. Потом я узнала, что есть современные пьесы и драматурги, узнала о Николае Коляде, поступила к нему и пишу. А темы вечные, но больше всего сейчас меня волнует, как люди легко могут продаваться в прямом и переносном смысле.

Николай Ермохин, драматург, Владимирская область:

– Мне важно исследовать отношения между людьми. Мне интересен обычный маленький человек. По-моему, нет смысла писать о глобальном потеплении, о войне, ведь если мы будем лучше относиться друг к другу в семье, на работе, во дворе, то меньше будет проблем глобального масштаба.