29.08.2017 16:01
Рубрики
Общество
Текст
Евгения СКАРЕДНЕВА
Теги
Текст:
Евгения СКАРЕДНЕВА
29.08.2017 16:01

Эффект затмения

«Великое американское затмение» как урок популяризации науки и… развития экономики

Полное солнечное затмение 21 августа 2017 года наблюдалось на территории США. По самым скромным подсчетам, его смогли увидеть около 200 млн человек. Среди них были и сотрудники Иркутского планетария.

Вечер 20 августа, воскресенье, городок Мэрион, штат Иллинойс – 27 км от Карбондейла, где Луна должна закрыть Солнце на целых 2 минуты 40 секунд – самое продолжительное время во всей полосе затмения. Женщина за стойкой регистрации в небольшом мотеле, увидев наши заграничные паспорта, даже не спрашивает – устало утверждает: «Приехали наблюдать затмение». Мы киваем. «Хорошо, что у вас есть бронь, – говорит она, выдавая ключи от номера, – у нас нет ни одной свободной комнаты. И в соседнем мотеле тоже. И вообще во всей округе – все забронировано с февраля и раньше! А люди приезжают и приезжают…»

Если всего полвека назад наблюдение полных солнечных затмений было уделом исключительно научных экспедиций, то в последние 20 лет все большую и большую долю среди наблюдателей составляют так называемые охотники за затмениями – любители астрономии, фотографии и просто необычных путешествий. Однако в этот раз в таких «охотников» превратилось почти все население большой страны – на территории Соединенных Штатов можно было наблюдать если не полное затмение, то по крайней мере частные фазы. В полосе полного затмения проживает около 12 млн человек, однако еще как минимум у 200 млн была возможность благодаря хорошей сети автомобильных дорог присоединиться к ним. И значительная часть из них такой возможностью воспользовалась – об этом красноречиво свидетельствовали многокилометровые «пробки». В «день затмения» дорога от Карбондейла до Чикаго представляла собой медленно ползущие вереницы автомобилей в три ряда. 330 миль, или около 530 км можно было преодолеть за 14–15 часов вместо обычных пяти с половиной (65 миль, или 104 км в час – самое распространенное ограничение скорости в США). Радио сообщало о подобных затруднениях и на других дорогах в полосе затмения, ведущих к ближайшим крупным городам и аэропортам.

Что же заставило всех этих людей отправиться в путь ради редкого, впечатляющего, но такого недолгого явления, особенно в эпоху, когда его можно успешно наблюдать, не выходя из дома, лишь подключившись к интернет-трансляции NASA? Невероятно успешная работа американских популяризаторов науки. Подготовка к затмению началась за год до события – Американское астрономическое общество и NASA, при сотрудничестве с многими другими научными и просветительскими организациями, создали специальный сайт, на котором любой желающий мог найти самую исчерпывающую информацию об уникальном астрономическом явлении – от механики процесса до лучших мест для наблюдения и правил техники безопасности. 12 специально сертифицированных компаний изготовили более 100 млн экземпляров защитных очков для наблюдения частных фаз затмения – и практически все они были распроданы к 20 августа. В каждом сувенирном магазине, наряду со звездно-полосатыми флагами и футболками со Статуей Свободы, появились футболки, магниты, ручки, кружки, открывашки для бутылок и прочая атрибутика с символикой затмения. Каждый планетарий в США включил в свою программу лекции и шоу о затмении. Газета «Южный иллинойсец» накануне астрономического события патетически восклицала: «Для Южного Иллинойса настало время сиять в темноте! В наши города приедут гости со всех уголков страны и всего мира. Среди них будут знаменитые ученые и журналисты. Давайте не ударим в грязь лицом и покажем, что Южный Иллинойс – это замечательное место для учебы, работы и жизни!»

Разумеется, кампанию по «продвижению затмения» горячо приветствовал малый и средний бизнес. Затмение заметно повлияло на рост оборота на рынке туристических услуг – гостиниц, транспортных компаний, развлекательных учреждений и сувенирных магазинов. Но нельзя не согласиться с колумнистом USA Today, сотрудником NASA Филом Николсоном, который отметил, что широкие наблюдения затмения способны привлечь интерес максимально большого количества людей к науке в целом и астрономии в частности: «Затмение длится недолго, но эти минуты обладают огромной силой вдохновения. Больше молодых людей сможет заинтересоваться наукой и, в конечном итоге, мотивировать наши власти к тому, чтобы дать научным исследованиям поддержку, которую они заслуживают», – пишет он.

С этим трудно спорить любому, кто в момент, когда яркий солнечный диск скрывается за диском лунным, наблюдал не столько за небом, сколько за реакцией окружающих людей и собственными ощущениями. Восторг перед величием природы и осознание себя как крошечной части большого мира – когда еще можно почувствовать это одновременно?