21.06.2017 00:04
Рубрики
Книги
Теги
#книга
21.06.2017 00:04

Книга: Жажда

Охота на вампириста

Ю Несбё

Издательство: «Азбука» 2017 г.

Признаемся честно, мода на скандинавский нуар проходит. Всякие шведы, норвежцы и прочие датчане могут еще сколько угодно писать свои леденящие душу детективы, триллеры и хорроры, но читать их будут все меньше и меньше. Вот кому сейчас интересен Стиг Ларссон? А ведь его «Девушку с татуировкой дракона» купили 50 млн человек. Это было какое-то безумие.

Мастера пера с холодного европейского севера буквально заполонили рынок своим, в общем-то, добротно сделанным товаром, и это вызвало падение интереса к нему. Ведь хорошего должно быть немного. Имена их скоро забудут, как забыли того же Стига Ларссона, и, пожалуй, только Ю Несбё останется, как последний из могикан, потому что он талантливый и упорный.

Радоваться или огорчаться тому, что Харри Холе снова с нами? Да не вопрос, скажут фанаты – конечно, радоваться. Но с другой стороны – детектив женился, отошел от дел, поселился в фешенебельном районе Осло и даже бросил пить, то есть, человек зажил нормальной жизнью,  а его опять заставляют ловить какого-то вурдалака. Хорошо ли это? Не очень. Потому что ничего нового – один человек с тяжелой судьбой ловит другого человека с тяжелой судьбой. Как сто лет назад придумали, так и до сих пор…

Впрочем, не все так печально, скандинавский нуар – он ведь не про «поймать злодея», он про здесь и сейчас, про нас и время. Фантастически изощренные убийства с массой «наворотов» на фоне сплошной бытовухи – вот что такое скандинавский нуар. Например, в «Жажде» убийца по имени Валентин Йертсен использует вставные металлические челюсти с острейшими зубами, чтобы перекусывать жертвам шеи и пускать кровь, которую он любит употреблять в различных вариациях. Причем злодей знакомится с несчастными при помощи «Тиндера», а ключи от их квартир печатает на 3D-принтере.

Приметы времени лезут в «Жажде», что называется, из всех щелей. В романе появляется судмедэксперт в хиджабе, турок, владелец бара, с ностальгией смотрит по телевизору матч между «Бешикташем» и «Галатасараем», женщина возглавляет отдел убийств, шеф полиции подтасовывает статистику, завышая уровень преступлений, совершаемых мигрантами.

Время – пожалуй, главный персонаж Несбё, конечно, после Харри Холе. Мир меняется стремительно, реальность вокруг нас уже не та, что была пять лет назад. Несбё это прекрасно чувствует. Последний раз мы встречались с Харри Холе в 2013 году в романе «Полиция». Русский перевод «Жажды» вышел в мае одновременно с норвежским изданием, и это совершенно замечательно. Даже через год «Жажда» читалась бы совершенно иначе. И становится понятнее, почему надо было вытаскивать из теплого дома и супружеской постели потрепанного алкоголика, который уже 20 лет ловит преступников и все не может остановиться. А потому что Харри Холе – это единственное, что стабильно в этом быстро меняющемся мире. Пока есть Харри Холе, Осло может спать спокойно.