Малоеланцы ждут перспектив

Деревня Малая Елань, являющаяся сегодня практически пригородом Иркутска, отметит в нынешнем году 290-летие. За время своего существования она пережила немало удивительных событий. Некогда здесь располагались монастырские амбары и любил бывать первый Иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий, в советские годы гремело трудовыми свершениями хозяйство Иркутского совхоза-техникума, а в наше время деревня грозит окончательно распрощаться с крестьянским прошлым и преобразоваться в один из микрорайонов областного центра.

Под охраной Иркутского святого

У каждой деревеньки есть свое начало. Малая Елань зародилась в конце XVII – начале XVIII века. Точного года не знает никто. И нынешний юбилей – 290 лет – дата, взятая, что называется, «от фонаря». «Могли бы и 300 лет отпраздновать, еще бы красивее получилось», – усмехаются старожилы. Однако в том, что селу «примерно столько», никто не сомневается.

Возникла Малая Елань как заимка иркутского Вознесенского монастыря. В ней располагались амбары монастырского хлеба и жили монахи, которые растили урожай и пасли монастырский скот. Народное придание повествует, что первый Иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий частенько наведывался в Малую Елань, чтобы отдохнуть от забот управления. В деревне он занимался физической работой: пахал и сеял, а еще собственноручно помогал строить деревянную церковь и часовню во имя Николы Чудотворца, к которой ходили крестным ходом из Вознесенского монастыря. Сегодняшние жители Елани не знают точно, где располагались святые места. Говорят, что часовня будто бы стояла напротив старой школы, в центре деревни, но сгорела в 60-е годы прошлого века, потому что в ней сделали кузницу, а церковь находилась на пригорке, в сторонке, и, скорее всего, ее разрушили в начале 30-х годов, когда началась повсеместная борьба с «поповщиной». Зато бережно, из поколения в поколение передают чудесные легенды, связанные с иркутским святым. Дескать, до сих пор не зарастают тропинки, по которым он любил хаживать, рассказывают, как епископ учил монахов, на каких полях что сеять – рожь или пшеницу, а если они его не слушались, непременно случались неурожаи, и уверяют, что Малую Елань до сих пор минуют сильные ветра и ураганы, потому что Иннокентий Кульчицкий оберегает деревню от невзгод, так как освятил здешние места. Почитается у местных также Герасимовский ключ, вода из которого считается целебной, названный в честь какого-то здешнего монаха.

Более двух сотен лет селение представляло собой только одну улицу с плотной двухрядной застройкой, заканчивающейся небольшой петлей на горной части. Сразу после революции ее назвали Пролетарской. Вначале еланские крестьяне выращивали овощи и хлеб, растили скот точно так же, как когда-то для монастыря и города – торговали на Иркутском рынке. Но вскорости советская власть национализировала бывшие поповские земли и организовала колхоз «Красный пахарь». Один из старожилов – Николай Петрович Куркутов – рассказал, что первым председателем колхоза был родной брат его деда – Егор Зиновеевич Куркутов, а перед Великой Отечественной войной хозяйство возглавил его сын – Порфирий Егорович. При нем колхоз назвали именем Климентия Ворошилова.

Ударный труд

Во время Великой Отечественной войны в Иркутск было эвакуировано 22 предприятия из западных районов страны. Город был не в состоянии прокормить всех рабочих. Срочно требовалось создание дополнительных хозяйств. В Малой Елани начали раскорчевывать поля, а также организовали парниковое хозяйство. Местное население растило урожай для фронта: сушили картофель и морковь, мололи муку, а также ежедневно отправляло продукты питания в заводские фабрики-кухни, больницы, госпиталя и дом отдыха в Стеклянку. В последние военные годы в колхоз Малой Елани завезли породистых коров, свиней и кур, что самым благоприятным образом сказалось на увеличении сельхозпродукции.

Конец шестидесятых годов по праву считается вторым рождением деревни. В это время на базе сел Мамоны и Максимовщина, деревень Вдовино и Малая Еланка, Мегета и Суховской было организовано большое хозяйство – Иркутский совхоз-техникум. Директором назначили Михаила Гурьевича Раминского. Он возглавлял совхоз с 1969-го по 1974 год. Старожилы помнят, что в те знаменательные годы хозяйство славилось своими достижениями. О нем знали не только в Иркутской области, но и далеко за ее пределами. В совхозе насчитывалось 6,5 тыс. га пашни. Урожайность зерновых получали более 25 центнеров с гектара, картофеля – 150–170 центнеров с гектара, овощей – 200–220 центнеров с гектара. Стадо крупного рогатого скота превышало 3 тыс. голов. Совхоз ежедневно продавал 17 тонн молока, а среднесуточный надой на фуражную корову составлял 9,5–10 литров. Совхоз ежегодно продавал 300–350 племенных телят, занимался откормом молодняка, выращивал до 2 тыс. голов свиней. Многие доярки, скотники и механизаторы были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда, Ударника Коммунистического Труда, награждались поездками в Москву на ВДНК и за границу.

Даже в «лихие 90-е», когда повсеместно в стране разваливались и банкротились предприятия, Иркутский совхоз-техникум сумел не просто выстоять, а занять достойное место в ряду ведущих хозяйств района и области. Жители Малой Елани до сих пор добрым словом вспоминают директора Николая Прокопьева, который возглавил хозяйство в 1991 году. За короткий срок Николаю Федоровичу, несмотря на тяжелые экономические условия, удалось и стабилизировать работу сельхозпредприятия, и увеличить валовое производство, за счет чего при повсеместном сокращении посевных площадей производство зерна в совхозе-техникуме выросло на 36%, а урожайность была выше среднеобластной более чем вдвое. Значительно возросло также производство овощей и молока.

Сохраняя историю

Сегодня в Еланке проживает всего несколько семей, чьи предки некогда считались первопоселенцами: Мазутовы, Храмцовы, Куркутовы. В послевоенные годы в деревню приехали переселенцы из Мордовии – Филипповы и Вачаевы. Первую часть Малой Елани тогда даже прозвали Мордовией. Теперь здесь обосновались их дети и внуки. Основную же часть населения сегодня составляют горожане, уставшие от суматошной жизни областного центра. Не менее активно обустраиваются и дачники – благо от города всего-то четыре километра.

– Еще несколько лет назад было около десяти километров, а теперь Ново-Ленино совсем близко, – вздыхает бывший директор Малоеланской начальной школы-детсада Людмила Молокова.

С 1972 года она, иркутянка, стала жить в деревне. Приехала по распределению после пединститута, здесь же нашла свое семейное счастье – вышла замуж за агронома. Супруги воспитали и вырастили двоих сыновей, а теперь радуются внучатам, для которых самый лучших отдых – деревенское раздолье. Сама Людмила Ивановна, выйдя на пенсию, не может оторваться от школы – ведет для ребятишек кружок по краеведению. Именно она рассказала нам историю Малой Елани, бережно собранную в беседах с бабушками-дедушками, разысканную в архивах и старых газетных заметках. А еще поведала, что водит местных ребятишек на экскурсии к старинным, чудом сохранившимся домам. Чтобы могли они послушать от стариков об их житье-бытье, посмотреть на самодельную мебель и русские печи, которых, к сожалению, теперь осталось совсем мало. Иначе, говорит, дети даже не будут знать, что их родная деревенька – место с особой историей.

Пока социальная жизнь Малой Еланки тесно связана с близлежащим селом Мамоны. Еланка, так же как и деревня Вдовино, входит в муниципальное образование «Мамоновское» и подчиняется Мамоновской сельской администрации. В Мамонах расположена средняя школа, большой клуб, работают различные кружки и спортивные секции. Однако вполне вероятно, что в следующие годы Малая Елань станет центром мамоновской жизни. Ведь именно возле нее, в чистом поле, не обремененном лесопосадками, вырастет, если верить обещаниям чиновников, целый городок, сравнимый размерами с Шелеховом, под названием Спутник.

В ожидании Спутника

Глава Мамоновского МО Алена Ткач рассказала, что в настоящее время общая численность населения муниципалитета – более 6 тыс. человек. Градообразующей является сельскохозяйственная компания «АгроБайкал». Выращивают зерновые и кормовые культуры. Работают несколько фермерских хозяйств, занимающихся овцеводством и содержанием крупного рогатого скота. Но перспективы муниципалитета, по ее словам, совершенно не связаны с развитием сельскохозяйственной отрасли. Последние десять лет поселения нацелены на преобразования в город-спутник, который должен быть построен по проекту Иркутской агломерации. Спутник, по сути, будет частью Иркутска, его спальным микрорайоном. Квадратные метры жилой площади, возведенные там, будут рассчитаны почти на полмиллиона человек. А примерный общий объем финансирования проекта составит несколько десятков миллиардов рублей.

В деревне Малая Еланка, пояснила сельский руководитель, 384 га находится в аренде у компании «Новый город» с 2011 года. По долгосрочному проекту строители намерены возвести мини-город со своей инфраструктурой: поликлиникой, несколькими детскими садами и школами. В Мамонах 106 га вошли в программу «Доступное жилье для российской семьи». Компания-застройщик из Новосибирска, выигравшая конкурс, тоже нацелена на комплексное освоение территории, включающее строительство многоэтажных домов от девяти этажей и выше. Кроме благоустроенного жилья и соцкультбыта проект сулит местным жителям еще немало выгод: хорошие дороги, нормальное электро-, водо- и теплоснабжение, рабочие места. Для масштабного строительства ведь понадобятся предприятия по производству стройматериалов и железобетонных изделий.

Несмотря на то что городская общественность относится к проекту скептически, местные жители не теряют надежду на его воплощение. Может, поэтому из Еланки давно уже никто не уезжает, все только возвращаются, пока в родительские дома…