Слушать своих детей

Психологи призывают восстанавливать здоровые отношения в семье

Тема подросткового суицида табуирована в нашем обществе. Настолько, что некоторые родители, чьи дети совершили подобную попытку, предпочитают «не выносить сор из избы» и не обращаются за помощью к специалистам. При этом почти половина случаев самоубийств связана с проблемами в семье. Где и как можно помочь подросткам, и будет ли эта помощь принята, какова роль интернета в страшных случаях? Об этом психологи, представители минздрава, правоохранительных органов, Роскомнадзора говорили на круглом столе, посвященном профилактике суицида среди подростков.

Конфликт в семье

Как рассказала начальник инспекции по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по Иркутской области Людмила Храменкова, с начала этого года подростки совершили 26 попыток самоубийства, восемь из них закончились летальным исходом. За три первых месяца прошлого года смертельных случаев было три.

– Возраст большинства предпринимающих попытки суицида подростков – от 15 до 17 лет, однако в последнее время растет число попыток и среди детей до 14 лет. Большинство подростков учатся в школе, – сообщила Людмила Храменкова.

По-прежнему главной причиной остается конфликт с семьей, это примерно 45% случаев. В каждом пятом случае причиной ухода из жизни является неразделенная любовь. Еще одна частая причина – конфликт в коллективе (15%).

По информации руководителя отдела процессуального контроля СУ СК России по Иркутской области Юлии Исаевой, органами следствия по статье «Доведение до самоубийства» в 2015 году в области было возбуждено 15 уголовных дел, в 2016-м – 10. Большинство из них были закрыты из-за отсутствия состава преступления. В настоящее время, по словам Юлии Исаевой, продолжается следствие по одному делу, которое будет передано в суд в этом году. К слову, нашумевшие в интернете «группы смерти» там ни при чем, трагедия разворачивается внутри семьи.

В целом, по статистике ГУ МВД, только 3% самоубийств так или иначе связаны с интернетом. Как заметила Людмила Храменкова, в двух последних случаях суицида в Усть-Илимске причастность групп из социальных сетей не доказана.

Не закрывать глаза на угрозу

Однако тема влияния соцсетей и так называемых «групп смерти» на настроения подростков сейчас на пике обсуждения. Хотя, как говорит руководитель Управления Роскомнадзора по Иркутской области Сергей Костылев, детям вовсе не обязательно состоять в этих группах, чтобы попасть под воздействие опасной информации.

– У нас есть центр, который мониторит интернет и куда поступает информация по суицидам, наркотикам и детской порнографии. Эту информацию мы проверяем и отправляем в центральный аппарат Роскомнадзора, где специалисты решают, вносить сайт в реестр запрещенной информации или нет. Блокирует сайты из реестра не Роскомнадзор, а операторы связи. Делается это ежедневно.

Как сообщил Сергей Костылев, с начала года закрыто 50 подобных групп в соцсетях, также блокируются сайты или отдельные страницы с запрещенной информацией. Кстати, если оператор связи не блокирует страницу, в отношении него возбуждается административное дело, штраф составляет от 40 тыс. рублей.

Но отследить «группы смерти» не так просто, как говорит Сергей Костылев. Активные участники заблокированных групп переходят в другие соцсети. Кроме того, подростку, чтобы вступить в игру, не обязательно состоять в какой-то группе, куратора можно найти с помощью хэштэгов, и связь идет уже через личные сообщения. Самих кураторов также сложно найти, они все находятся за границей.

Как отметил Сергей Костылев, борьба с подобной опасной информацией может быть эффективнее, если в нее включатся как можно больше граждан. Чтобы проявить сознательность, не нужно куда-то идти или звонить.

Каждый, кто встречает в интернете сомнительный контент, связанный с суицидами, насилием и прочее, может сообщить об этом напрямую в Роскомнадзор на сайте ведомства, скопировав ссылку на страницу в окошко в разделе «Реестр запрещенной информации». В течение пары часов (в случае, если это иностранный адрес – суток) информация будет проверена и, если эксперты подтвердят нарушение закона, удалена.

Боясь клейма, отказываются от помощи

Как говорят эксперты, в подростковом возрасте у детей часто возникает состояние одиночества, при этом оно может проходить незамеченным для окружения. Часто ребенок чувствует себя неудовлетворенным, не соответствующим требованиям, которые выдвигают перед ним родители, страдает от конфликтов среди сверстников. Обычно мамы и папы ищут причину в социуме, но в большинстве случае проблема зарождается в семье.

– Врачи – это последняя инстанция, в которую обращаются уже после того, как произошла попытка суицида. В настоящее время в Иркутской области «пробуксовывает» взаимодействие разных органов, которые заинтересованы в профилактике суицидального поведения детей и подростков, – считает главный внештатный специалист-психиатр министерства здравоохранения Иркутской области Ольга Ворсина.

Она подчеркнула, что эта проблема должна решаться с участием всех ведомств и служб, но в первую очередь в семье и школе.

Для организации специализированной медицинской помощи детям, склонным к суицидальному поведению, либо совершившим подобную попытку, а также пережившим жестокое обращение, на базе Иркутской областной детской клинической больницы с конца 2013 года действует центр психотерапевтической помощи. В подразделении работают детский врач-психиатр, психотерапевт и медицинский психолог.

– Но наличие квалифицированных специалистов не решает всех проблем, – говорит руководитель центра Марина Хорошун, – сложности возникают во взаимодействии врачей с родителями. Часто детей, попавших в реанимацию после попытки самоубийства, родители не всегда ставят на психиатрический учет, не позволяют работать с ними психологам, так как боятся, что это негативным образом повлияет на их дальнейшую жизнь. Иногда даже запрещают упоминать сам факт попыток уйти из жизни и обсуждать его с детьми. 15% родителей отказываются от психотерапевтической консультации.

При этом далеко не всегда это неблагополучные в социальном плане семьи. По словам специалистов, две трети семей, которые столкнулись с подростковым суицидом, это обычные среднестатистические семьи, где родители чрезмерно заняты своей работой и мало интересуются личной жизнью детей.

Врачи готовы оказывать медицинскую помощь детям и подросткам, проводить профилактическую работу, чтобы не было рецидива суицидальных мыслей, но нередко от этой помощи отказываются сами родители, подтвердила начальник отдела организации медицинской помощи женщинам и детям министерства здравоохранения Иркутской области Елена Попова.

– Мы сталкиваемся с тем, что родители, услышав слово «психиатр», просто отказываются от получения медицинской помощи. Бывают и такие ситуации: попадая в больницу в остром состоянии, ребенок идет на контакт, начинает получать помощь, но как только состояние нормализуется, родители «закрываются» и отказываются от дальнейшего лечения. А поскольку мы можем оказывать помощь только с согласия родителей, то ребенок может остаться без необходимой поддержки специалистов, что впоследствии порой приводит к рецидиву суицида, – говорит Елена Попова. – Мы призываем родителей не замалчивать подобные случаи или тяжелое депрессивное состояние, а все-таки обращаться к специалистам.

Кстати, специалистами минздрава разработаны рекомендации по профилактике суицидов, с которыми можно ознакомиться на сайте ведомства.

Восстанавливать здоровье семьи

Еще одна проблема помощи подросткам в таких сложных ситуациях – отсутствие в городах и районах специалистов, в том числе психологов, к которым можно обратиться. Без их участия «вернуть ребенка к полноценной жизни» бывает очень сложно.

– То, что стигма вокруг психиатрии существует, все это понимают, но и то, что повторные попытки суицида происходят без оказания необходимой помощи – тоже факт, – говорит уполномоченный по правам детей в Иркутской области Светлана Семенова. – Огромная масса родителей очень добросовестные, очень переживают, но есть те, кто не знает, кто может их поддержать. А есть и такие территории, где не всегда можно найти того, кто поможет, – детского психиатра. Со многим нам еще всем предстоит работать.

Как считает Светлана Семенова, в Иркутской области есть необходимость создания отделения для детей, находящихся в депрессивном состоянии, не психиатрического, а «пограничного». Это позволит оказывать помощь не только тем, кто уже пробовал свести счеты с жизнью, но и тем, кто об этом задумывается. В таком учреждении ребенок будет исключен из травмирующей его ситуации и сможет получить психологическую и психотерапевтическую помощь. И родители также будут чувствовать себя комфортно и безопасно.

Но самое главное, как подчеркивает Светлана Семенова, родителям нужно внимательно относиться к жизни своих детей, суметь стать ребенку другом и восстанавливать здоровые отношения в семье.

Специалисты напомнили, что за помощью и дети, и родители могут обращаться по единому круглосуточному телефону доверия 8-800-350-40-50.