28.09.2016 11:15
Рубрики
Экономика
Текст
Светлана ГАЙНУТДИНОВА
Теги
#АЭХК
Текст:
Светлана ГАЙНУТДИНОВА
28.09.2016 11:15

Александр Дудин: Перед АЭХК стоят новые задачи

28 сентября – День работника атомной промышленности. Накануне этой даты мы встретились с генеральным директором АО «Ангарский электролизный химический комбинат» Александром Дудиным, который возглавил предприятие летом этого года. Чем сегодня живет промышленная площадка, какие задачи стоят перед АЭХК, на каком этапе находится развитие неядерных производств – об этом и о многом другом мы поговорили с руководителем комбината.

– Александр Викторович, в этом году Топливная компания ТВЭЛ отмечает 20-летие. АЭХК входит в контур ТВЭЛа уже не первый год. На ваш взгляд, какие качества характерны для предприятий топливного дивизиона?

Если охарактеризовать наш дивизион с точки зрения ценностей «Росатома», то это, однозначно, «На шаг впереди». Ведь именно предприятия Топливной компании становятся площадкой для реализации самых смелых проектов. К примеру, мы стали первопроходцами в освоении «Производственной системы Росатома», первыми освоили новую модель кадрового администрирования. И все эти проекты на предприятиях продолжают эффективно работать. 

– Сегодня многие предприятия находятся в непростых условиях. Как вам удается оставаться востребованными и конкурентоспособными?

– Экономическая и политическая ситуация в мире заставляет меняться и искать неординарные решения, овладевать новыми компетенциями. У предприятий Топливной компании это получается. Перед нами руководство ставит задачу активизировать работу по неядерным бизнесам, причем решающим образом. У ТВЭЛа есть стратегия развития, в ней четыре задачи: повышение эффективности действующих производств, новые продукты, выход на новые рынки, социальная и экологическая приемлемость. Новые продукты – это наша безусловная задача, и акцент будет сделан именно на неядерном бизнесе. Мы этим серьезно занимаемся уже несколько лет. Есть свои результаты. 

– Расскажите о проектах. Какие неядерные производства будут открыты на АЭХК в ближайшее время?

– У нас четыре проекта, которые находятся в разной степени готовности – трифлаты, сорбенты, кварц и ниобий тантал. По проекту производства трифлатов идет активная работа. Мы полностью модернизировали и усовершенствовали производство (ввели системы автоматизации и механизации технологических процессов), что позволило обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции. К настоящему времени проведены исследования полученной продукции, которые подтвердили ее высокое качество.

Тема сорбентов тоже продвигается. В настоящее время изготавливаются опытные образцы, которые в дальнейшем пройдут испытания у крупных российских потребителей. Также прорабатывается два совершенно новых перспективных направления: производство элегаза с использованием материалов, имеющихся на площадке АЭХК, и производство гидроокиси лития, на которую есть спрос внутри самой отрасли.

– Сколько человек будут работать на производстве трифлатов?

– На первом этапе пятнадцать. После выхода производства на полную мощность планируем увеличить численность до 40 человек.

– Еще одна важная тема – вывод из эксплуатации зданий и сооружений № 310, 311, 802 и 804 на промплощадке комбината. Когда будет запущен этот процесс?

– К концу этого года уже начнутся работы по выводу из эксплуатации 804-го здания. Дальше на очереди сооружение 310, здание 802, вывод сублиматного производства. Сооружение 311 в планах после 2030 года. Вывод из эксплуатации этих зданий и сооружений – это работа в рамках третьего направления стратегии развития ТВЭЛ (социальной и экологической приемлемости). Последнее время эта тема приобретает актуальность для всей отрасли. Современные технологии предполагают оптимизацию площадей. Например, центрифужное производство у нас занимает часть одного корпуса вместо четырех, которые раньше занимала диффузия. Современные центрифуги в десятки раз производительнее, чем наши. Задача по выводу избыточных площадей поставлена перед всеми предприятиями топливного комплекса.

– На вывод зданий и сооружений предполагалась крупная сумма из федерального бюджета. Удалось ли войти в федеральную целевую программу?

Да, в этом году по этой программе деньги начали выделяться. Мы начали подготовку к выводу из эксплуатации здания 804. Есть два генеральных подрядчика, есть проект этой работы, есть все разрешительные документы, лицензии. Этим подрядчикам, когда они начнут работы, понадобятся наши услуги по надзору, радиационному дозиметрическому контролю, по обеспечению защиты и другие. На этом мы сможем заработать. 

– Заработать на выводе из эксплуатации своих же сооружений?

– Да. В перспективе наша задача – самим стать подрядчиком на таких работах. АЭХК – первое предприятие, которое в таких масштабах занимается выводом из эксплуатации остановленных ядерных производств. Набравшись опыта, мы сможем в дальнейшем сами оказывать такие услуги родственным предприятиям. Это на самом деле серьезнейшая работа. Сначала делается комплексное радиационное обследование, далее разрабатывается проект, который обеспечивает соблюдение требований физзащиты, экологических требований и т.д. Проект проходит согласование на всех уровнях. Потом, когда он реализуется, эксплуатирующие и надзорные организации наблюдают за этим процессом. Все под жестким надзором.

– Кто будет задействован на этих работах?

– Работы по выводу из эксплуатации позволят сохранить освобождающийся в результате остановки сублиматного производства персонал. Оптимизировать персонал – таких планов у нас нет. Сокращения большого не будет, где-то даже будем добавлять.

– Идет ли переработка конечного отвального гексафторида?

– На складах предприятия хранится обедненный гексафторид урана (ОГФУ) двух видов – «богатый», с относительно высоким содержанием изотопа урана-235, переработкой которого мы в настоящее время и занимаемся, а также «бедный» ОГФУ с низким содержанием урана-235, его дообогащение в существующих условиях экономически нецелесообразно. Стратегия топливной компании предусматривает максимальную переработку и вовлечение в производство продукции находящегося на АЭХК «богатого» ОГФУ с перемещением полученных «хвостов» в АО «ПО ЭХЗ» для дальнейшего их перевода в безопасную форму хранения. Решение о переработке или вывозе «бедного» ОГФУ пока не принято. Переработка «богатых» отвалов у нас спрогнозирована до 2025 года и идет. Мы могли бы перерабатывать их и дальше, потому что к 25-му году мы их все не переработаем. «Богатые» отвалы остались после диффузионной технологии (тогда не стояло цели глубокой переработки).

– Какие еще компетенции АЭХК планирует развивать?

– Мы готовы выходить на внешнего заказчика и сотрудничать с другими предприятиями страны и региона. К примеру, у нас есть Центральная лаборатория, которая  аккредитована Федеральной службой по аккредитации. Специалисты там работают высококлассные. Лаборатория располагает современными средствами измерений, государственными стандартными образцами, вспомогательным и испытательным оборудованием, оборудованием для отбора проб, необходимыми для высококачественного обеспечения измерений. Поэтому мы решили предоставлять свои услуги и в этой области. Почему бы и нет.

– У вас есть хорошая возможность сравнить два комбината – УЭХК и АЭХК? Как мы выглядим на фоне уральского комбината?

– Я работал на четырех комбинатах в своей жизни: АЭХК, УЭХК и два завода в Китае. Я делю их на те, которые меня удивляют, которые я сильно уважаю и которые я люблю всей душой. Люблю АЭХК. Уважаю УЭХК. Удивляют китайские предприятия. Там у них высокие технологии граничат с допотопными способами работы. УЭХК – это мировой лидер по мощностям, по уровню персонала. Это фундаментальнейшее предприятие, оно – законодатель мод в России по внедрению проектов, здесь разрабатываются нормативы для всех предприятий, ведется анализ.

Это безусловный авторитет. По мощности УЭХК нас превосходит в 5 раз. А мы небольшое, но очень эффективное предприятие, которое соревнуется с этим большим монстром по себестоимости продукции, ненамного ему уступая. Хочу поставить задачу их опередить.

– Между городом и АЭХК готовился проект соглашения о социально-экономическом сотрудничестве. Какая-то совместная работа началась в этом направлении? Бывший генеральный директор обещал, что между городом и АЭХК будет подписано соглашение. Какова его судьба?

– В «Росатоме» есть интересная форма работы. Создана группа консолидированных налогоплательщиков, куда входят в том числе УЭХК и АЭХК. Выбран базовый уровень отчисляемых в областной бюджет налогов – 2013 год.

И разница между базовым уровнем и фактическим поступлением налогов должна по соглашению областного правительства с госкорпорацией поступать в город, где работает предприятие корпорации. Такое соглашение есть, например, между Свердловской областью и госкорпорацией. В прошлом году порядка 200 миллионов рублей этого превышения по налогам поступило в казну Новоуральска. Они сделали на эти деньги ремонт ряда муниципальных зданий, построили новое. У нас такое соглашение тоже есть, подписанное бывшим губернатором Сергеем Ерощенко. Его нужно только реализовать. У нас оно пока не реализовано. Ведутся переговоры между городом и областью на предмет его выполнения. Сумма там очень серьезная! И Ангарск мог бы сделать на эти деньги много полезного, план уже сформирован. Ждем подтверждения суммы от губернатора области Сергея Левченко. Нужно будет отработать саму процедуру, а в выполнении условий соглашения мы не сомневаемся.

Досье

Александр Дудин, 56 лет. Опыт работы в атомной отрасли – 30 лет. До 2012 года работал на АЭХК, пройдя за 25 лет путь от технолога до заместителя генерального директора. С 2012 по 2016 годы занимал пост заместителя генерального директора по управлению персоналом АО «УЭХК» (Новоуральск).