15.06.2016 07:15
Рубрики
Спорт
15.06.2016 07:15

Парусное лето на иркутском водохранилище

Регата «Парусное лето» традиционно открывает сезон для яхтсменов – не только в Иркутске, но и по всей стране. Эти соревнования проводятся во время всероссийского спортивного праздника «Паруса России», приуроченного ко Дню России. Регаты проходят во всех городах, где развивается парусный спорт.

На акватории озера Байкал в начале лета соревнования не проводятся, они будут позже, когда яхтсмены приведут в порядок свои суда. А в июне – милости просим на иркутское водохранилище. Иногда яхты стартуют от плотины в открытое море, а иногда – наоборот, все зависит от погодных условий: старт всегда дается против ветра. Это правило продиктовано интересами безопасности: чтобы яхтам не сталкиваться и не мешать друг другу во время старта, когда все ждут сигнала, выстроившись в районе стартовой линии.

Сигнал дает главный судья соревнований Олег Федоров, главный судья федерации парусного спорта Иркутской области. Кстати, именно благодаря его содействию журналистам удалось посмотреть второй день соревнований не с плотины ГЭС, как обычно, а с борта судейского судна. Олег даже доверил журналистам давать старт и принимать финиш – поднимать сигнальные флаги.

Сначала уходят «малыши» – небольшие яхты, для них старт дается ровно в десять часов. А спустя пять минут с места трогаются большие суда. Впрочем, на месте они и не стоят – барражируют в районе старта. Удачно выбрать позицию – тоже залог успеха. В качестве знаков, которые надо обогнуть, – огромные гимнастические мячи. Олег Федоров рассказывает, что каждый сезон их приходится покупать заново – на солнце они быстро приходят в негодность.

Участники уходят вперед. Вне конкуренции, конечно же, «Эмиссия». Это специальное спортивное судно, в Иркутске ни одна яхта не сравнится с ним по быстроходности. Но и гораздо менее «навороченные» лодки могут хорошо идти благодаря мастерству экипажа. Например, яхта «Браво» – работой экипажа с парусами мы просто залюбовались.

– У них команда очень дружная, очень слаженно работает! – говорит Олег Федоров. – Первой на знак заходит «Эмиссия» – а кто-то еще бесконечно далеко. Вот огромная двухмачтовая яхта «Эврика» еле ползет, потому что ветра почти нет, а в такую погоду преимущество у «малышей»: они ловко используют ветер. Но не стоит огорчаться, ведь каждый соревнуется в своей группе, и победителей будут выбирать среди равных. Для распределения мест считается общее время прохождения всех гонок, у кого оно меньше – тот и впереди.

На следующий день капитан яхты «Фридом» Владимир Пятаков любезно согласился взять нас на борт. Находиться среди участников – это совсем не то, что, загорая, наблюдать с судейского судна. Пятаков – капитан жесткий и авторитарный, а иначе нельзя:

– Так, вот ваше место – не вставать! Если я скажу – пересядете! Саша, закрой вот эту штуку, а то потеряем девчонок! – Владимир показывает на корму, где открыт вход. Самих яхтсменов близость воды нисколько не пугает – вот один из них на полном ходу, спустившись вниз, как ни в чем не бывало моет посуду.

Сначала ветерок еще гуляет по иркутскому морю и подгоняет наш кораблик, но вскоре он стихает совсем. Мы два часа огибали первый знак, а до плотины, куда надо сходить и вернуться, почти в два раза больше!

– Федоров, сокращай гонку! – безуспешно взывают участники, но главный судья считает, что соревноваться нужно уметь в любую погоду. Вот эта погода для яхтсменов плохая: тепло, солнышко, ни ветерка. Самое время загорать. Кто-то так и делает, пока паруса беспомощно висят. Мы идем вдоль берега – там есть хоть какое-то движение. Но там же кроется и опасность: «Фридом» – яхта большая, и если ее вынесет на мель, то экипаж ничего не сможет сделать. А запуск двигателя во время соревнований строжайше запрещен. В том случае, если ситуация становится аварийной, все решает мудрость и понимание судьи. Например, в субботу одна яхта использовала двигатель, чтобы сняться с мели. Но, как говорит судья Олег Федоров, яхта преимущества в результате этого не получила, вперед с помощью мотора не продвинулась, а капитан о запуске сразу же доложил судейской комиссии.

Когда мы идем к плотине, ветерок, словно смилостивившись, все же начинает дуть. Вот задуло так хорошо, что яхта сильно накренилась. В такие моменты капитан командует:

– Ноги за борт!

Это значит, что свободные члены экипажа садятся на противоположный борт и создают равновесие. Но сейчас все заняты парусами. Нам уже слегка страшно: кажется, что неплохо бы пересесть, но спросить об этом капитана мы не решаемся – уж очень он грозен. Впрочем, Пятаков тут же командует:

– Девочки, на тот борт!

И вскоре крен выправляется. Мы легко огибаем знак, а вот в районе Якоби знака нет, ночью, под покровом темноты, его украли какие-то любители фитнеса. Вместо него – судейское судно, на котором Олег Федоров быстро дошел до плотины, изобразил знак и сейчас спешит на свое место принимать финиш. Вот такая изобретательность!

Четвертая гонка завершается без неожиданностей, разве что шла она долго, а старт пятой пришлось перенести на час – ее запустят в 15.00. Все опасаются, что и во время пятой море будет таким же «кислым»: так говорят, когда ветра нет: «все скисло!» Только к вечеру обещали грозу. Но синоптики немного ошиблись: уже днем задуло, да так сильно, что «Эмиссия» не успела убрать спинакер – это большой красивый парус, который ставится при попутном ветре и который так эффектно выглядит на фотографиях. Вот этой красоты и лишилась наша лучшая гоночная яхта – его порвало при шквальных порывах. Однако «Эмиссия» дошла все же первой и без спинакера – во всех пяти гонках они показали лучшее время.

Других происшествий не было – никто ни с кем не столкнулся. И вообще неожиданных результатов не было, как сказал главный судья. Разве что стоит отметить, как боролись за победу в классе полутонников «Ласточка» и «Браво»: по первым трем гонкам у них был совершенно одинаковый результат, в четвертой гонке выиграла яхта «Браво», в пятой – «Ласточка». И как быть? В таких случаях победу отдают тому, кто выиграл заключительную гонку – это «Ласточка».