ИРНИТУ показал новые авиационные технологии

26 февраля институту авиамашиностроения ИРНИТУ исполнилось 55 лет. Недавно в подразделении вуза завершились научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для Иркутского авиационнного завода в рамках постановления правительства РФ.

С 2010 по 2015 годы Иркутский авиазавод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут» и Иркутский технический университет дважды становились победителями федерального конкурса, по итогам которых было получено финансирование в размере 900 млн рублей.

Первый проект, включавший в себя 16 самостоятельных направлений, выполнялся в 2010-2012 годах. Его главной целью было повышение технологичности конструкции самолета нового поколения МС-21, который разрабатывается и изготавливается на Иркутском авиазаводе.

Затем стартовал второй проект, который был нацелен на развитие научно-технологической и производственной базы Иркутского авиазавода и на окончательную реализацию результатов, полученных в ходе предыдущего проекта. Для этого в ИРНИТУ был создан Центр коллективного пользования. Он включает пять технологических лабораторий, которые охватывают полный цикл производства самолетов. На оснащение лабораторий было направлено свыше 200 млн рублей.

В результате реализации этих проектов были разработаны 20 новых методик и инструментов. Все они внедрены в производство на Иркутском авиазаводе. Так сотрудниками ИАМиТ был создан комплекс оборудования для формообразования длинномерных панелей крыла самолета и обшивок сложной формы. С помощью этой разработки достигнута высокая производительность и качество деталей. Данная технология востребована на всех авиастроительных предприятиях России. Сейчас решается вопрос об ее использовании в производстве обшивок крыла самолета ИЛ-76.

Также был создан специальный металлорежущий инструмент (сверла) для получения точных отверстий в смешанных пакетах из титановых сплавов и полимерных композиционных материалов. Этот инструмент планируется использовать при разделке стыка крыла самолета МС-21, состоящего из таких разнородных материалов как титан и углепластик.

Научный руководитель лаборатории «Технологии высокопроизводительной механообработки, формообразования и упрочнения деталей машин» Андрей Савилов рассказал, что совместно с конструкторами авиазавода были разработаны несколько фрез для обработки алюминиевых и титановых сплавов (это основные материалы, которые используются при изготовлении современных самолетов).

– Фрезы разрабатываются совместно с конструкторами Иркутского авиазавода. Затем они изготавливаются в инструментальном цехе предприятия. После этого прототипы проходят испытание в нашей лаборатории: измеряются различные параметры технологического процесса – силы резания, вибрация, температуры в зоне резания. Мы определяем, какая из предложенных конструкций наиболее оптимальна, как ее нужно доработать. Инструмент, который мы изготавливаем, по всем параметрам должен был превосходить зарубежные аналоги, и мы этого добились. Механообработка авиационных деталей – процесс сложный. Иногда для изготовления детали 98% материала заготовки нужно удалить в стружку. Например, вес заготовки может составить 800 кг, а конечную деталь можно поднять одной рукой. Но обработать ее нужно быстро – от скорости работы зависит экономическая эффективность, – отметил Андрей Савилов.

Совокупный годовой экономический эффект от внедрения разработок в производство составляет более 150 млн рублей.

Директор института авиамашиностроения и транспорта Рашид Ахатов отметил, что благодаря хорошему оснащению улучшаются учебно-методические возможности обучения. Десятки студентов проходят в лабораториях практику, большинство аспирантов пишут диссертации. В результате реализации проектов была сформирована сильная научная команда. Если в 2010 году в проекте участвовало 15 молодых ученых, студентов и аспирантов, то потом на разных этапах численность команды достигала ста и более человек.

Специалисты отмечают, что сейчас главная задача – поднять МС-21 на крыло. После 2020 года начнется серийное изготовление самолета, в год планируется выпускать десятки машин. Для отечественного самолетостроения это амбициозная задача. Есть все возможности для того, чтобы ее выполнить.