24.02.2016 07:15
Рубрики
Культура
24.02.2016 07:15

«Соль земли»

Фильмы о людях труда вновь стали востребованными

Документальный фильм «Соль земли», созданный иркутскими кинематографистами из студии «Стаханов», в скором времени покажут в эфире Общественного телевидения России. Чем столичных телевизионщиков заинтересовала лента, снятая к юбилею Усольского района, и почему спустя 25 лет после крушения СССР вновь стали востребованы фильмы об успешных предприятиях и людях труда, рассказывает режиссер картины Василий Медведев.

– Василий, фильм «Соль земли» сегодня может посмотреть любой желающий в интернете. Он был снят к юбилею Усольского района. В чем секрет его популярности?

– Изначально от нас хотели получить отчетное видео о том, чего достиг Усольский район к своему 90-летнему юбилею. Мы предложили заказчикам сделать настоящее кино, которое будет вызывать гордость у жителей района. 30 лет назад по всей Сибири работали колхозы, хозяйства-миллионеры, но потом вокруг все умерло, а в Усольском районе – нет. Мы с оператором по роду своей деятельности были в Подмосковье, Забайкалье, доехали до Сахалина, но нигде не видели такого сосредоточения сельхозпредприятий в одном районе, как на усольской земле. Здесь работают люди, рождаются дети, строятся красивые уютные дома. И в фильме мы поставили цель выяснить, в чем причина успеха.

– Выяснили?

– В ходе съемок поняли, что «соль земли» – это местные жители. В Усольском районе живут трудоголики, которым присущи честность и чувство взаимопомощи. Приведу пример. Во время летней засухи у хозяйства «Железнодорожник» возникла патовая ситуация, связанная с нехваткой соломы, которая и на корма, и на подстилку скоту идет. А рядом расположено Тельминское хозяйство, где сеют особые сорта пшеницы, засухоустойчивые. Оттуда позвонили пострадавшим и предложили – забирайте урожай прямо с полей. Без всякого намека на коммерцию! И такое доверительное общение способствует развитию района.

– У вас в фильме собрались все «зубры» сельского хозяйства – Сумароков, Франтенко, Лифантьев, Шадрин, Казачков. Тяжело было с ними работать?

– Перед нами стояла задача – раскрыть известных на всю область аграриев с человеческой стороны. И нам это удалось. Тяжелее было с простыми рабочими. Лезем к людям с камерой во время посевной или уборочной, а они отнекиваются – мол, нам некогда. Поэтому простых людей в фильме не так много, как хотелось бы.

– Расскажите о наиболее интересных эпизодах фильма.

– Очень интересно, как в деревнях боролись с пьянством, как учили жителей работать на земле. Спрашиваю у одного из директоров: «Увольняли мужиков за пьянство?» А он отвечает: «Как ты его уволишь, а кто ж работать будет? А кроме того, он мой сосед, как его бросишь?» Кого-то лечили, где-то справлялись нравоучениями, многих наказывали рублем. В итоге те, кто раньше заливал за шиворот, теперь стали передовиками, и в семьях все наладилось. Мужики в хозяйствах зарабатывают приличные деньги. Но они и пашут по 12 часов, а то и больше.

Тот же Андрей Казачков из «Тельминского» начинал практически с нуля, а теперь готов помочь любому, кто придет в сельское хозяйство. У него в резерве есть техника, которую он может дать бесплатно, лишь бы человек обрабатывал землю. Еще один эпизод, не вошедший в фильм, – Казачков ездил по области, общался с мужиками, промышляющими «черными рубками». Он им говорит: «Машина леса стоит 40 тыс. рублей, а машина фуражной пшеницы – 200 тыс., элитную же и за 350 можно продать. Вы ходите под пулями, под уголовными статьями, воруя лес. А все наши мужики в хозяйстве трудятся законно, сытые, при машинах, с хорошими зарплатами. Беритесь тоже за это дело, поднимать надо область».

– Кто ваш зритель?

– Конечно, изначально больше снимали для усольчан, но кинолента «Соль земли» будет интересна многим. Жители Иркутска, посмотрев этот фильм, откроют для себя, что большая доля продуктов, которые они едят, из Усольского района. Сейчас мы проводим коррекцию фильма, убираем несколько пафосных ноток, связанных с юбилеем района, и вскоре лента выйдет на Общественном телевидении России, ее увидит вся страна. Федеральное ТВ – это огромное подспорье. Но в целом, в киносфере заработать трудно. Какую-то прибыль получаешь, сразу нужно думать об обновлении техники.

– И как выживаете?

– Снимаем рекламные ролики, чтобы заработать. К сожалению, у региональных киношников практически нет доступа к федеральным деньгам. Условия такие, что все тендеры уходят москвичам. Последний раз на документальное кино в Иркутской области выделяли деньги еще при губернаторе Дмитрии Мезенцеве, который вдохновился документалистикой. Он учредил программу по развитию документального кино. Разыграли три тендера, в рамках которого мы сняли «Быль о белом горностае», фильм, рассказывающий о судьбе Хайтинского фарфорового завода. Но потом все заглохло, и пока остается надеяться только на спонсорскую помощь.

– «Соль земли» – это уже четвертый документальный фильм студии «Стаханов». Вы сняли «Сад Томсона», «Хирург», «Быль о белом горностае». Что в планах, о каких людях труда мы увидим следующую ленту?

– Хотим продолжить цикл фильмов проекта «Я сибирской породы». О людях, добившихся мировых высот в своем деле, продолжающих при этом трудиться здесь, в Приангарье. Первый фильм в рамках цикла – «Хирург» – рассказывает о враче Ивано-Матренинской детской больницы. Этого специалиста желали бы видеть у себя ведущие клиники мира, но он выбрал свой путь – жить и работать в Иркутске. В творческих планах – ленты  «Ювелир», «Скульптор», «Мэр» и «Математик». Уже есть герои для этих картин. За год постараемся завершить все съемки.