Обряд «Дугжууба» состоялся в Усть-Ордынском дацане

Во всех буддийских дацанах 7 февраля прошел обряд «Дугжууба». Красочный ритуал привлекает не только истово верующих, но и тех, кто хочет получить очищение на предстоящий год и поучаствовать в завораживающем вечернем таинстве.

Праздничные молебны в Усть-Ордынском дацане начались с самого утра. Священные слова из уст восьми лам слышны были далеко, транслировались из динамиков, установленных на входе в главный храм. Этот день был наполнен силой и мощью, торжественностью и верой. Само слово «дугжууба» тибетского происхождения и означает число 60. Обряд символизирует изгнание 64 сил зла, несущих людям беды, хвори и погибель.

На главных тронах восседают настоятель дацана Зоригто лама и приглашенный из Иволгинского дацана постоянный представитель Гоман дацана (Южная Индия) в Сангхе России Геше Лхарамба Лобсанг Хайдуб. Именно ему было поручено провести обряд по всем буддийским канонам. Он дает указания, первым начинает читать мантры, не останавливаясь ни на миг. Молитвы из уст лам завораживают, настраивают на определенный лад, проникают в подсознание и успокаивают.

Прихожане, а их сегодня как никогда много, принесли с собой сладости, фрукты, молоко для освящения. Люди приезжают со всего округа, чтобы пройти обряд очищения накануне Нового года по лунному календарю. Инна Шобогорова каждый год приезжает из села Гаханы Баяндаевского района. По ее словам, в семье исповедуют сразу две веры – буддизм и шаманизм. 150 километров преодолели Серафима Балданова с мужем. Они живут в Обусе Осинского района.

– Приехали в первый раз сюда. Хотим участвовать в обряде очищения, устранения препятствий, – говорит Серафима Балданова.

Среди прихожан много иркутян. По приглашению Зоригто ламы приехала с друзьями помощник сенатора Вячеслава Мархаева Ольга Ихенова. Дмитрий Гудков отметил, что хоть является православным, в дань памяти бабушки, проповедовавшей буддизм, решил поучаствовать в обряде.

После молебна Геше Лхарамба Лобсанг Хайдуб объяснил смысл обряда «Дугжууба» на тибетском языке. Зоригто лама выступил в качестве переводчика.

– Дугжууба проводится символично на границе старого и нового года. Обряд направлен на устранение негативных факторов. Начиная со вчерашнего дня, проводятся службы 10 сахусанам (божествам), чтобы защищали, устраняли все препятствия, приглашаем их. Просим их, чтобы даровали здоровье, счастье, удачу в новом году. Службы, молебны, ритуалы имеют силу, помогают. Нужна вера в то, что все это помогает.

В нашей жизни возникают проблемы – болезни, конфликты, неудачи. Мы склонны воспринимать, что они приходят извне, но чаще всего человек сам виноват. Источником проблем является наше внутреннее состояние, психологические факторы. Просто старайтесь быть оптимистичнее, все обдумывать, анализировать, иметь спокойный ум. Гармоничная душа нормализирует наше состояние, – советы от просвещенного ламы-философа из Индии, олицетворяющего собой само спокойствие, рассудительность, жизнелюбие, затрагивают каждого присутствующего.

Ближе к шести вечера, когда будут зажжены костры, занесут «сор» – трехгранную полую пирамиду. На углах сооружения изображены языки пламени, верхушку венчает человеческий череп и изображение защитника Дхармы Чойжала. Чойжал подобен грозному охотнику с устрашающим оружием, от которого в страхе разбегаются все звери. Призывание Чойжала и его приход препятствуют вторжению зла и защищают от его вредоносных действий. Три цвета присутствуют на пирамиде: черный олицетворяет неведение, белый – страсть, красный – гнев. Под ритуальные молитвы в сор «вкладывается» плохая карма общины за прошедший год.

Уже в сумерках выносится сор из дацана. Мантры звучат в темноте особенно торжественно и возносятся ввысь.

В малом костре уже сложены кусочки теста, которыми накануне обтираются для того, чтобы избавиться от болезней, бед, потерь и возможной «порчи». На большом костре торжественно сжигается сор, огонь которого означает мудрость. Верующие три раза обходят костры по часовой стрелке. Большой костер почти моментально сгорел, а вот малый чуть-чуть взялся. Мнение верующих – тяжкий «груз» был сложен в очищающий огонь. Но, в конце концов, костер разгорелся, унося все дурное и даруя ощущение того, что все плохое осталось в прошлом.