30.04.2015 10:15
Теги
30.04.2015 10:15

Простая человеческая жизнь

В память о моем отце

Как это ни горько, земной путь нашего отца окончен. Но он живет в памяти своих детей, внуков, правнуков.

Мой отец Николай Андреевич Дмитриев родился в деревне Наймагут Осинского района в многодетной семье табунщика. Он часто вспоминал и рассказывал, как его отец объезжал молодых лошадей. Он привил любовь к этим благородным, красивым животным своим четырем сыновьям – Борису, Николаю, Александру и Михаилу. В дальнейшем все они работали конюхами. Мой папа и его старший брат Борис также проработали до самой старости конюхами в совхозе «Приморский».

Мой папа своего старшего брата Бориса никогда не называл по имени, а называл почтительно по-бурятски – аха (старший). Папа начал работать рано – сеял, боронил, пахал, молотил. На собственном опыте постигал все премудрости крестьянского труда. Никогда не чурался работы.

Как личную беду встретил он начало войны. В те годы на фронт рвались многие. Увеличив свой возраст на два года, осенью 1942 года был призван в ряды Советской Армии. Было в нем тогда роста всего 1 метр 49 сантиметров – ниже нормы, установленной для службы в армии на 1 см. Видимо, запас прочности, полученный на ангарских просторах, позволил преодолеть смертельные условия. Он вырос на здоровой земле с хрустально чистой водой рек, с полями, сенокосами, лесами. Сколько было дикой ягоды: черная, красная смородина, клубника. В изобилии росли дикий чеснок и лук. В реке водились таймень, хариус, елец.

Но это все осталось далеко. Армейские будни у солдата Дмитриева начались осенью 1942 года в Монголии, в пустыне Гоби, что по местному означало «безводное место». Военную присягу принял 15 октября 1942 года в 149-м стрелковом полку 36-й дивизии 17-й армии Забайкальского фронта. Странно было смотреть на эти места после царства воды и зелени на островах Ангары. А что здесь? Пески, голые возвышенности. Летом свирепая жара, зимой лютый холод. Ветра, песчаные бури, от которых трудно спастись.

После прохождения курса учебы новичкам устроили экзамены на стрельбу. Солдат Дмитриев из трех выстрелов поразил три цели. Офицеры, сияя недавно введенными погонами, цокали языками: «Хорошо, хорошо». И сразу же назначили его наводчиком станкового пулемета. Воинская часть была передана танковой дивизии. Командиры ежедневно внушали солдатам о соблюдении бдительности: а вдруг врасплох их окружат самураи, да не с мечами, а с танками и пушками. Правда, для этого им надо было прежде преодолеть Хинганский хребет и потопать по пескам, но тем не менее для пущей важности приказали отрыть вокруг стоянки войск противотанковый ров длиной 64 км. Молодые ребята, оторванные от родных очагов, попав в такие экстремальные условия, где паек был маленький от тяжелого труда, резкой смены обстановки и недоедания стали умирать. Разбираться со сложившейся обстановкой прибыло высокое начальство. Итогом разборки явился приказ поить солдат настоем сосновых веток. Настой не спасал, но теперь, чтобы не вызывать ажиотажа, умерших хоронили тайком ночью, а не днем, как раньше. Папу моего спасло то, что он был молодым, крепким, невысокого роста и не курящим – свою норму табака он обменивал на хлеб. И очень сильно удивлялся поведению курящих людей: поменяв хлеб на табак, они ходили вокруг столовой на помойке в поисках съестного. Папа говорил о табаке так: «Хунэй даараад ябахада, хунэй улэн ябахада тамхин туhа болохогуй» («Когда ты мерзнешь, от него тебе теплее не станет, когда ты голоден, от него ты сыт не будешь»).

Наступил август 1945 года. На нашу страну напала Япония. Запись из военного билета – 9 августа 1945 года по 31 сентября 1945 года – участие в боях в войне с Японией в составе 149-го стрелкового полка станковым пулеметчиком. Во время боевых действий жить стало легче, ибо добавили паек. Перед наступлением в часть пригнали новые американские автомобили-вездеходы, но по дороге их пришлось бросить: не выдержали они монгольского бездорожья. И двинулись солдаты через пески пешком. В составе войск шагал и рядовой Дмитриев, который прошел через пекло пустынь и Хинганский хребет. По пути взял Хайлар и с боями дошел до города Таанань, через Великую Китайскую стену. Храбро и смело сражался мой папа, за что и был награжден медалью «За боевые заслуги».

После боевых действий солдаты перешли на трудовой фронт – стали перегонять скот из Монголии в СССР. Группа, где был папа, набрала 16 тысяч овец, 4 тысячи голов крупного рогатого скота, и весной эта армада двинулась в сторону наших границ. В сентябре стадо прибыло в город Соловьевск Читинской области, на мясокомбинат. Затем жизненные дороги привели Николая Дмитриева, в город Тулун, на сельскохозяйственные работы, где солдаты занимались заготовкой картофеля.

Рядовой Николай Дмитриев был демобилизован 26 февраля 1947 года на основании указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1947 года. Подросший в армии на несколько вершков, раздавшийся в плечах и закаленный в боях, он вернулся домой. И вскоре женился на Натруевой Екатерине Александровне. В браке прожили 60 лет. Воспитали пятерых детей (два сына, три дочери). Всем дали высшее образование. Имея два класса образования, папа был рад нашим успехам. Дочь Мария имеет ученую степень – кандидат сельскохозяйственных наук, работает преподавателем в сельхозакадемии Республики Бурятия. Папа говорил: «У меня не было возможности учиться, но дети мои должны получить образование». Он также помогал в воспитании внуков. Четверо из внучек имеют высшее медицинское образование (терапевт, педиатр, психотерапевт, фармацевт). Они говорили ему: « Живи долго, мы будем лечить тебя».

Жил и трудился он в Хадахане, который любил и считал родным. За добросовестный труд, высокие показатели в работе в 1970 году мои родители были премированы путевкой на ВДНХ в Москву.

За время работы старшим конюхом его лошади неоднократно занимали призовые места как на районном, так и на окружном Сур-Харбанах, на скачках на ипподроме Иркутска. Его тройка лошадей в районе считалась самой лучшей. Где бы папа ни работал, всегда добивался хороших результатов. Он был замечательным тружеником, честнейшим, добросовестным.

Какие были взаимоотношения с отцом? У нас было уважение и почитание его, он был для нас примером. В семье у нас царила атмосфера любви и взаимного уважения. Родители для нас остаются эталоном, к которому можно только приближаться и приближаться. Природная грамотность, интеллигентность, открытость позволяла отцу общаться с людьми разных профессий.

Когда человек вступает в пенсионный возраст, на первый план выходят заботы о домашнем очаге, о близких людях. Но если прожита большая, наполненная важными, нелегкими трудами, настоящая мужская жизнь, трудно остановиться и погрузиться только в домашние хлопоты – остается забота об общем благе, о той жизни, которой живет страна, область, деревня. Точнее будет назвать это работой души. Из штата совхоза «Приморский» отец уволился в 1994 году. Стал одним из ведущих солистов народного фольклорного коллектива «Адууша». Со знаменем Гэсэра, коллектив объездил все районы округа и многие районы Бурятии, завершением явилось 1000-летие Гэсэра, которое праздновалось в1995 году в Улан-Удэ. Мой папа знал много бурятских пословиц, поговорок, сказок. Одна из любимых выражений: «Тургэн горхон далайда хурэдэгуй» («Быстрый ручей до моря не доходит»). Он имел в виду, что поспешность ни к чему. К любому делу нужно относиться серьезно, ответственно.

Его любовь к лошадям сохранялась на протяжении всей жизни. У отца был жеребец темно-гнедой масти, по кличке Васька, до 86 лет возраста он сам за ним ухаживал, кормил. Верхом в седле ездил поить на залив Ангары. Хотя одна нога болела в колене, и он ходил с тростью. Но это ему не мешало ездить верхом. Садясь на коня, он преображался, становился молодым. Издалека посмотрев на сидящего с прямой осанкой и в шляпе, никто не давал ему его возраст, только предательски выдавала трость. В летнее время, после спада жары, он запрягал жеребца в арбу, посадив внучек, выезжал косить траву для коня и телят. Внучки называли его супердедушка. Он косил траву, а они ловили бабочек, бегали за кузнечиками, собирали цветы. Зимой по ледовой дороге Ангары ездил в Бильчир, где проживало много родственников. Сыновья предлагали съездить на машине, а в ответ слышали: «У меня есть свой транспорт – самый надежный, экологически чистый».

Вспоминает внучка Дарина: «Я хорошо помню его наставления, жизненные истории, которые учили нас, как делать не надо и как важно быть хорошим человеком. Он учил нас трудолюбию и упорству, любить и уважать родную природу. Его будет помнить ни одно поколение Дмитриевых».

Отец часто вспоминал своих однополчан, многих помнил по имени и отчеству, его памяти можно было позавидовать. Он прожил длинную интересную жизнь. По натуре был оптимистом. Главный его девиз: «Движение – это жизнь». Все это вкупе позволило ему прожить 89 лет.

За свою жизнь он был отмечен различными трудовыми наградами: медалями «За освоение целинных и залежных земель», «Ветеран труда», почетными грамотами, подарками. Но своей главной наградой он всегда считал детей, внуков и правнуков. К боевым наградам относится орден «Отечественной войны второй степени», медаль «За боевые заслуги», знак «Фронтовик», дважды награжден медалью «Жукова».

Всех ветеранов Великой Отечественной войны, жителей Иркутской области – с праздником 9 Мая! С Днем Победы!

Воспоминаниями поделились младшая дочь Алла и внучка Дарина