16.08.2013 07:15
Рубрики
Общество
Теги
16.08.2013 07:15

18 августа – День Воздушного Флота России

Грозные «огни» на Белой

Аэродром «Белая», как и многие, свою историю отсчитывает с 30-х годов прошлого столетия. Тогда из-за угрозы со стороны милитаристской Японии и постоянных военных конфликтов в Китае было решено построить на юго-востоке страны цепь боевых аэродромов (всего более 50) и авиастроительных заводов: в Новосибирске, Иркутске, Улан-Удэ, Арсеньеве, Комсомольске-на-Амуре.

Аэродрому близ реки Белая отводилась вспомогательная роль, но в Великую Отечественную войну на полетных картах перегонщиков он имел особенные отметки. Бомбардировщики Ил-4, выпускаемые в Комсомольске-на-Амуре, тогда перегонялись на фронт вдоль «железки» Транссиба. Здесь экипажи делали основательную остановку – для техобслуживания, дозаправки и отдыха.

А наш Иркутский имени И.В. Сталина авиазавод № 39 во время войны, кроме «Ил-четвертых», строил бомбардировщики Пе-2, Ер-2 и истребители Пе-3. Темп выпуска (до двух машин в сутки) был таким, что заводской аэродром нередко самолеты не вмещал. Тогда их перегоняли на Белую, здесь облетывали и сдавали фронтовым или перегоночным экипажам.

Предшественник нынешней авиагруппы гарнизона «Белая» – 200-й Гвардейский Брестский Краснознаменный бомбардировочный авиаполк – когда-то отважно громил фашистов на американских «Бостонах» и «Митчеллах». После войны летчики пересели в кабины четырехмоторных Ту-4, позже – в реактивные Ту-16, а теперь в их руках – штурвалы боевых машин третьего поколения Ту-22М-3.

Самолет

В войсках НАТО он именуется Backfire-С («обратный огонь»). Расспрашивать о нем наших летчиков – наивно: все они, улыбаясь, скажут одно: «Хорошая машина». Что ж, не разглашая военных секретов, дадим слово заокеанским экспертам – раскроем, например, английский справочник «Современная военная авиация»:

«Туполев Ту-22М-3 в настоящее время остается наиболее важным бомбардировщиком в составе Дальней Авиации России.

Вооружение: 23-мм пушка на турельной установке, крылатые ракеты «Kitchen» с ядерной или обычной боеголовкой, управляемые ракеты «Kickbacк» класса «воздух-поверхность» или противорадиолокационные ракеты, фугасные авиабомбы (причем в отсеке допускается размещение одной бомбы калибром 9000 кг), прочее вооружение состоит из управляемых ракет «Kripton» и «Kayaк».

Максимальная боевая нагрузка – 24000 кг. Максимальная скорость – 2000 км/час. Масса пустого – 54000 кг, максимальная взлетная масса – 130 000 кг…» О потолке (максимальная высота) и дальности действия иностранцы умалчивают (очевидно, попросту не знают). Экипаж состоит из четырех человек: командир корабля, помощник командира (в гражданской авиации он зовется вторым пилотом), штурман и штурман-оператор.

В военно-воздушных силах всех стран мира аналогов «Обратному огню» нет. Замечательный этот самолет время от времени модернизируется: двигатели и вооружение заменяются более мощными, электронная «начинка» (авионика) становится еще совершенней. А где-то в конструкторских бюро и на испытательных аэродромах для Дальней авиации уже готовится новый самолет, который пока именуется «ПАК» – перспективный авиационный комплекс.   

Командир

Гвардии полковник Сергей Викторович Шевель – типичный представитель элиты современных ВВС России. Родился в 1975 году в Куйтуне Иркутской области, школу окончил в Зиме. Родственники к авиации отношения не имеют (правда, дед был военным), но о небе мечтал с детских лет. Однажды узнал, что двухгодичная Барнаульская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой набирает юношей – подал документы и был принят.

В 16 лет уже пилотировал Як-52 (3-й спортивный разряд) и прыгал с парашютом. Летную практику проходили на полевом аэродроме в Кургане (кстати, вместе с будущей знаменитостью – чемпионкой мира по высшему пилотажу Светланой Копаниной).

Потом поступил в Тамбовское Высшее военное училище летчиков, которое окончил в 1997 году. К тому времени уже была семья (сейчас дочери 12 лет, сыну – 19).

Начались переезды по гарнизонам: Рязань, Орск, Монино, Украинка, Белая (здесь – уже в третий раз). Освоил самолеты: Як-52, Л-39, Ан-26, Ту-134, Ту-22М-3, Ту-22МР. Теперь за плечами – еще и Академия ВВС. Военный летчик 1-го класса. Награжден медалями Министерства обороны России «За отличие в воинской службе» 3-х степеней.

Экипаж

Средний возраст командиров здешних кораблей – 30–32 года, хотя есть и помоложе, например, 27-летние. На постановках задач и разборах полетов штурманы для расчетов, конечно, используют ноутбуки, но мне признались: старая верная логарифмическая линейка по-прежнему незаменима. Все экипажи отрабатывают плановые задания в специальных «зонах», бомбят полигоны и все – сдают боевые экзамены только на «отлично».

Раз-два в год (очень дорогостоящее занятие) производят пуски крылатых ракет. По возвращении из такого полета экипаж – по давней традиции – встречают: семьи – с цветами, а однополчане – с жареным поросенком. Многие летчики носят на груди ордена и медали. К вылету экипаж должен быть здоровым, отдохнувшим и готовым к любым осложнениям в воздухе.

А они, нештатные ситуации, редко, но все же случаются. Например, в минувшем году экипажу майора Сергея Балахнова (майор С. Попов, старшие лейтенанты С. Майсак и Д. Галимов) пришлось садиться на «голом крыле». Тогда пара «туполевых» с Белой пошла в Приморье на учения. И при заходе на посадку на горном аэродроме у машины Балахнова не вышла механизация.

Попробуем представить: огромный бомбардировщик почти в 80 тонн (в баках еще оставалось почти 19 тонн топлива) на скорости 360 км/час всеми 14-ю колесами должен коснуться бетона. Мощный удар, конечно, покрытие полосы выдержит. А резина и стойки шасси? А пробег, если полоса короткая? Тут одними тормозами не обойтись. Поэтому в крыльях современных самолетов встроены предкрылки (на передней кромке) и закрылки – то, что называют механизацией. При взлете и посадке их выпускают на определенный угол – так увеличивается подъемная сила или снижается посадочная скорость.

Они безупречно приземлились с девятого захода. И у меня невольно вырвался вопрос: «А не безопасней было катапультироваться?». На что Сергей Балахнов искренне удивился:

– Подвела механизация – и что? Такая возможность предусмотрена в инструкции, и мы знаем, что и как нужно делать. А самолет-то исправный и ведь стоит не 5 копеек – зачем же его терять?

– Экипаж сработал грамотно и хладнокровно, – резюмирует гвардии полковник Шевель. – Благо, теперь мы летаем и тренируемся много.

– Скажите, а с приходом нового министра обороны что-то у вас изменилось?

– Только душевный настрой: нас радует, что Вооруженные силы возглавил настоящий человек дела. Нас уже проверила министерская инспекция: все в норме. А к внезапным «тревогам» и учениям мы всегда готовы – как и должно быть. И рубежи государства, поверьте, охраняем надежно.

– Что ж, как принято в авиации, желаю, чтобы число взлетов равнялось числу посадок.

– Благодарю на добром слове. И передайте читателям «Областной»: в воскресенье в 11 часов всех ждем в гости на праздник. Традиционно покажем крылатую технику, планируем демонстрационные полеты – будет интересно.