В поисках справедливости

Пять лет назад в Иркутской области был учрежден институт уполномоченного по правам человека (омбудсмена).

Анализу накопленного опыта, а также перспективам правозащитной деятельности в регионе был посвящен круглый стол, в котором приняли участие члены областного правительства, депутаты Законодательного Собрания, сотрудники правоохранительных и судебных органов, представители общественных организаций.

Открывая заседание, вице-спикер Законодательного Собрания Геннадий Нестерович с удовлетворением отметил, что, как показало время, депутатский корпус сделал правильный выбор, избрав на должность уполномоченного по правам человека Иркутской области экс-председателя ЗС Ивана Зелента.

– Его принципиальность, знание жизни, высокий авторитет служат гарантией того, что он достойно защитит права людей. За эти годы он создал работоспособную команду, готовую прийти на выручку тем, кто попал в беду.

Руководитель аппарата губернатора и правительства области Александр Лобаков, также высоко оценив деятельность уполномоченного, заверил, что правительство будет оказывать ему всемерную поддержку.

– Может быть, не всем нравится недремлющее око уполномоченного, но система общественного контроля – залог здорового общества.

Хотя родиной правозащитного института считается Швеция, Россия косвенно тоже приложила к этому руку. Разбитый Петром I под Полтавой шведский король Карл XII вынужден был бежать в Турцию и оттуда управлять страной в течение 12 лет. Потребовалось доверенное лицо, которое бы на месте следило за точным соблюдением законов и королевских указов. Это лицо и получило название омбудсмен.

Со временем он из королевского «сторожа» превратился в парламентского, охраняющего конституционные права граждан. Сегодня более 100 стран заимствовали шведский опыт. В России институт уполномоченного по правам человека учрежден в 1997 году, а в 2006 году соответствующий закон был принят и парламентариями Иркутской области.

Сам Иван Зелент считает, что называть его омбудсменом нельзя, поскольку коллеги на Западе обладают более широкими правами: могут, например, передавать сложные дела в суд, пользоваться правом законодательной инициативы.

– В той же Швеции сразу восемь омбудсменов осуществляют надзор за верховенством закона. У каждого свое направление и персональная ответственность.

Специфика работы уполномоченного такова, что он вынужден больше говорить о нарушениях, чем о достижениях. Один из недостатков современной системы управления, по мнению Зелента, неоправданный рост чиновничьего аппарата, в недрах которого теряется не одна жалоба.

– Не то что простого человека, а нас порой ставят в тупик чиновные лабиринты: куда направить запрос, кто и за что отвечает… 16,5 тыс. федеральных госслужащих, шесть тысяч областных, 12,5 тыс. муниципальных. Огромная армия, которая не сокращается, а все время увеличивается.

За пять минувших лет в адрес уполномоченного по правам человека поступило более семи тысяч обращений граждан. Из них около 400 коллективных. Наибольшее количество пришло от жителей Иркутска, на втором месте Ангарск, на третьем – Братск. Треть из них – жалобы на действия правоохранительных, надзорных и судебных органов. Примерно 22% – несоблюдения прав граждан в жилищно-коммунальной сфере.

– Каждое обращение подвергается тщательному анализу, – рассказал Иван Зелент. – Для уточнения деталей и я, и работники аппарата не раз выезжали на место событий. Мы не имеем возможности сами разрешить проблемы, наша задача подвигнуть к этому государственные и муниципальные органы. Примерно треть обращений направлялись для принятия мер в компетентные органы, а по остальным давались рекомендации, как лучше восстановить нарушенные права.

Значительное число жалоб поступает из мест лишения свободы. Сегодня там содержится порядка 20 тыс. человек (15 тыс. – осужденные и 5 тыс. – находящиеся под следствием). Как рассказал и.о. председателя общественно-наблюдательной комиссии за соблюдением прав в местах принудительного содержания Игорь Ванкон, многие жалобы обоснованы. Избиения, унижения, оскорбления достоинства человека – непременные атрибуты мест заключения.

– Опасность заключается в том, что у заключенных возникает озлобленность не только против охранников, она зачастую переносится и на людей по ту сторону колючей проволоки. Выйдя на свободу, он несет в себе заряд ненависти, разрушительный для общества.

В принятой по итогам обсуждения резолюции записано: имеющиеся в области проблемы в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека требуют от органов власти системной работы по их решению. Отмечена также необходимость создания программы правового просвещения населения.