Белорусы позвали весну

В ходе их обряда метель сменилась солнцем

В прошлую субботу белорусы отмечали один из самых значимых для себя праздников – «Гуканьне Вясны» или зов весны. О том, как это было, в материале корреспондента «Областной» Ольги Андреевой.

Ехать за весной пришлось в Тургеневку Баяндаевского района. В переводе с бурятского «баян» – это «земля», и столица района Баяндай не что иное, как «очень богатая земля». Именно за ней в столыпинских вагонах в 1909 году приехали несколько десятков семей из Гродненской области нынешней Беларуси. В те времена на каждую семью давали по гектару земли. В случае с нашими переселенцами это был кусок тайги. Вскоре эти земли стали приносить первые урожаи, а для белорусов этот суровый край стал родиной.

– Почему Тургеневка, точно трудно сказать, – рассказывает хранительница местного музея Валентина Гуревская. – По одной из версий деревня была названа в честь Тургэна, местного бурята, который раздавал здешние земли. Но вряд ли это было на самом деле. Скорее всего, в честь писателя Ивана Сергеевича Тургенева, как и соседняя Толстовка – в честь Льва Николаевича.

Когда мы ехали в Тургеневку, началась сильная метель – в такую погоду о всяком «гуканье»  вспоминать не хотелось. В самой деревне по периметру отведенной площадки были развешаны разноцветные флаги – они тревожно гудели при неласковой погоде. Несколько женщин-активисток обустраивали место будущего народного гуляния. Народа видно не было. Мы тоскливо пошли в машину.

Ожидание праздника затягивалось. Но постепенно народ группами стал стягиваться к центру площадки. По большей части в национальных одеждах, они не особо замечали выверты погоды. Председатель Иркутского товарищества белорусской культуры им. Я. Черского Олег Рудаков вообще ходил в льняном костюме с таким видом, будто бы на улице звонкое лето.

– Сейчас мы позовем весну, и солнце обязательно появится, – громогласно пообещал он.

Согласно белорусским поверьям, весну из небесного рая приносят на своих крыльях птицы. Но в это время их еще мало, поэтому белорусы делают птиц в большом количестве из бумаги, тканей и теста. Весна в свою очередь это богиня красоты Лада. Именно от ее благосклонности зависит приход тепла на землю, будущий урожай. Чтобы заслужить ее благословение, надо постараться. Причем стараться приходится женщинам. Они поют несколько закличек-веснянок, и в конце последней из них каждая должна выпустить в небо хотя бы по одной птице. Особенностью «закличек» является то, что каждая строка в них заканчивается протяжным звуком «у-у-у», отправляемым в небо. Мистика ли это или магия, стечение обстоятельств или игра природы, но в момент последнего звука «у» тучки раздвинулись, засияло яркое и теплое солнце.

Чтобы оно не превратилось в мимолетный каприз природы, весну девушки «затанцевали» несколькими хороводами. И тут же закопали в землю горшочек с кашей, чтобы урожаи нынешнего года были обильны. Потом все желающие сожгли в ритуальном огне старые одежды, а затем все собравшиеся пустились хороводить и танцевать. Обязательно в этот день каждый участник праздника должен съесть по одному желтку из глазуньи. Это означает, что человек впустил в себя солнце.

Потом несколько часов деревенские парни кололи дрова и отжимали 16-ти килограммовые гири, дети соревновались в умении переносить яйцо в ложке, не уронив его, с азартом бились на самодельном бревне соломенными мешками. Вся деревня хохотала над смельчаками, которые парами прыгали в мешках. Не обошлось из без перетягивания каната по принципу «улица на улицу».