Дорога к свету

35 лет работает в Усть-Илимске детский сад для слабовидящих детей

Поиском дороги к свету назвал жизнь слабовидящего человека один из древних мудрецов.

10% детей дошкольного возраста в Усть-Илимске имеют нарушение зрения.

Воспитанников детского сада «Колокольчик» в Усть-Илимске не только готовят к школе, учат мастерить поделки и заниматься физкультурой, им еще и помогают видеть окружающий мир. Это единственный в районе детский сад для слабовидящих малышей. Его педагоги ежедневно делают для своих детей чудо.

Социализация слабовидящих

В конце марта детский сад-начальная школа компенсирующего вида для детей с ослабленным зрением отмечает свой 35-летний юбилей. Для малышей с патологией зрения разработана специальная программа обучения, в которую входит лечение и психологическая адаптация. Проблему зрения можно исправить до 12 лет, утверждают офтальмологи. Детский сад посещают 60 дошкольников. В 11 лет дети уйдут в обычные школы.

Уникальный сад – единственный на несколько районов Иркутской области. Это добротное, уютное здание со специальными медицинскими кабинетами, игровыми комнатами, адаптированными под слабовидящих воспитанников. На кроватках в спальне прикреплены кармашки для очков. Если б не этот штрих – ни за что не догадаешься, что сад особенный.

У всех детей – разные диагнозы. В Усть-Илимске примерно 10% малышей дошкольного возраста имеют нарушения зрения. Амблиопией, «болезнью ленивого глаза», страдает достаточно большое количество маленьких горожан. Причина амблиопии – банальное косоглазие. И это не только косметическая проблема, говорят медики, если ее не лечить, ребенок может потерять зрение.

– Таких деток с годами становится больше, – озабоченно говорит директор детского сада Оксана Васильева. – Причины разные – чрезмерное увлечение компьютерными играми, экология. Бывают врожденные патологии, когда у мамочки была не совсем благополучная беременность.

В детском саду корректируют косоглазие и близорукость. При поступлении у 80% детей уже есть тот или иной диагноз. Если у малыша выявлена предрасположенность к нарушению зрения, он тоже получает путевку в специализированный детский сад.

«Колокольчик» посещают и шесть детей-инвалидов, у четверых из них – тотальное нарушение зрения. Это, как правило, невозвратный процесс.

Директор детского сада отмечает мужество родителей, которые делают правильный выбор – воспитывать таких детей нужно не дома, а в детсаду, среди ровесников.

– Такие дети быстрее социализируются, тотально слепой ребенок чувствует себя комфортнее в нашей среде, проявляет все свои способности. Дома им сидеть уже не хочется, когда они покидают нас на выходные, быстрее просятся обратно.

Для слабовидящих детей очень важны забота и участие, доброе отношение, дружеское общение, которое Антуан де Сент-Экзюпери назвал «единственной настоящей роскошью». Коллективу педагогов удалось создать в детсаду атмосферу доброты, доверительности, защищенности. Малыши здесь не дразнятся и не обижают друг друга, потому что воспитываются в обстановке доброго, уважительного отношения.

Ортописты и тифлопедагоги

Весь распорядок дня в детском саду подчинен плану индивидуального лечения каждого ребенка, который составляет медсестра-ортопист Татьяна Гасич. Она показывает сложное оборудование для коррекции зрения. Таких приборов нет даже в городской поликлинике, где, к слову, некоторое время назад ортоптический кабинет для коррекции зрения был и вовсе закрыт.

Специальные тренажеры появились в детском саду в 90-е годы прошлого века, во времена активного сотрудничества с областным филиалом МНТК «Микрохирургии глаза».

– Назначения делает врач-офтальмолог, – рассказывает Татьяна Гасич. – Мы проводим занятия по специальной программе на тренажерах и аппаратах. Детям важно выполнять упражнения на глаза, тренировать и заставлять работать глазные мышцы. Было бы идеально внедрить в саду лазерное лечение амблиопии, но это аппарат дорогой, пока его у нас нет.

Для повышения эффективности лечения детей с косоглазием и амблиопией, восстановления бинокулярного зрения детскому саду нужен еще и ортоптический кабинет, но это пока мечты.

Думается, что не только сложные приборы и механизмы возвращают детям зрение. Самое главное – преданность взрослых, которые помогают детям в их социальной реабилитации.

Педагог Елена Слепокурова после окончания Усть-Каменогоского педучилища (Казахстан) переехала в Сибирь. В одном детском саду отработала 33 года.

– Каждый день, проведенный с детьми, непохож на предыдущий. Мы каждый раз открываем в мире и друг в друге что-то новое, – говорит педагог.

Учитель-дефектолог (тифлопедагог) Ольга Дамм мастерству работы с особенными детьми обучалась в Московском социальном университете. Она и ее коллеги прошли курсы повышения квалификации в Институте коррекционной педагогики Российской академии образования в Москве по основам тифлопедагогики. Это наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения. Направления работы – развитие зрительного восприятия детей, формирование личностных качеств ребенка, осуществление психолого-педагогического сопровождения и многое другое.

На столе у педагога – песочные часы. И это не случайно – лечение и занятия детей проводятся с точностью до минуты.

– У нас четкая взаимосвязь лечения и учения. Сначала ребенок получает медицинские процедуры, затем мы даем упражнения на развитие памяти, восприятия, моторики. Последняя, как правило, у наших детей страдает из-за нарушения зрительной координации, – говорит Ольга Дамм.

В жизни слепых и слабовидящих детей кожный анализатор играет огромную роль. Поэтому для работы с дошколятами незаменимы учебно-методические пособия – паззлы, игровые детали, объемные игрушки, геометрические фигурки.

Экспериментальная площадка

Школьные классы на базе детского сада открылись 1 сентября 1996 года. Здесь тот же принцип, что и на первой ступени обучения. Лечение – первично и в зависимости от самочувствия и диагноза ребенка подбираются план его занятий и школьная программа.

Дети занимаются строго в соответствии с указаниями врача: от места за партой до шрифта в учебных пособиях и размера клеток в тетрадях.

Детский сад находится на бюджете города. Вечная проблема педагогов – нехватка специальной литературы. За последние четыре года детский сад получил лишь два пособия. Остальное приходится искать в интернете.

Совместная работа педагогов, специалистов, медиков позволяет достичь впечатляющих положительных результатов – у детей повышается острота зрения, исправляется косоглазие. Выпускники специализированного сада успешно переходят среднее звено, быстро адаптируются и хорошо учатся. Часть выпускников детского сада покидает его вообще без очков!

За наработанный опыт детскому учреждению присвоен статус федеральной экспериментальной площадки. В перспективе детсад станет открытой методической лабораторией, чтобы передавать накопленные знания педагогам, работающим со слабовидящими детьми.