16.12.2011 13:00
Рубрики
Культура
Теги
16.12.2011 13:00

В Иркутске открывается персональная выставка Виктора Мироненко

Говорят, что неповторимый стиль – одно из важнейших качеств талантливого художника. Тот факт, что известный иркутский автор Виктор Мироненко без сомнения им обладает, вряд ли кто оспорит. Ему удалось фактически невозможное – не просто написать Байкал, но и передать его глубинную, почти мистическую суть. Почерк автора безошибочно прочитывается в портретах, натюрмортах и рисунках. Для него характерно умение ухватить главное в человеке или предмете и выразить это с особым динамизмом и напряженностью. Может быть, поэтому произведения художника имеют успех как в России, так и за рубежом. Сейчас Виктор Мироненко готовится к персональной выставке, посвященной своему юбилею и 350-летию Иркутска. Она открывается 22 декабря в музейной студии Иркутского областного краеведческого музея.

Недавно Виктор Мироненко вернулся из Китая с почетной грамотой. В Поднебесной высоко оценили его работы. Грамоту вручили на выставке, которая проходит в Харбине в галерее комплекса «Василий» в Русской Деревне на острове Солнца. Там в экспозиции выставлено около 30 работ иркутских художников. Харбин и Иркутск заключили договор о культурном обмене, который предполагает совместные пленэры иркутских и китайских художников на Байкале и в Китае.

– С китайской стороны проект поддерживает генеральный директор галереи, в которой проходила наша выставка, Чжао Ицюнь. И мы выражаем ему огромную благодарность за теплый прием и профессионализм. Проект открывает перед нами большие перспективы международного сотрудничества в сфере культуры, – рассказал Виктор Мироненко.

Напомним, за последние три года Виктор Мироненко несколько раз с успехом выставлялся в Москве и Санкт-Петербурге. Однако в юбилейный для себя и города год он решил порадовать иркутян большой экспозицией «От миниатюры до портрета». Всего в экспозиции будет представлено более 70 произведений автора, созданных с 1970-го по 2011 годы.  

– Самый ранний потрет на выставке – гидростроителя Ивана Копейкина, я писал его еще до затопления ложа Усть-Илимской ГЭС, – рассказал Виктор Мироненко. – Кроме того, в экспозиции будут представлены и известные портреты: декабристов Трубецкого и Волконского, народного артиста России Виталия Венгера, первого губернатора Приангарья Юрия Ножикова, известного травника Телятьева и многих других.

Кстати, в названии выставки «От миниатюры до портрета» зашифрован парадокс творчества Виктора Мироненко. На самом деле начинал мастер именно с портрета – одного из самых сложных жанров изобразительного искусства. Более того, он первый в истории Иркутского художественного училища защитил диплом по портрету под руководством сибирского Леонардо да Винчи – Аркадия Вычугжанина и долгое время работал именно в этом жанре.

– Но в 1970-е годы Валентин Распутин начал бороться за экологию Байкала и сказал мне: «Подожди пока с портретами, займись Байкалом», – вспоминает Виктор Мироненко. – И я стал разрабатывать эту тему. Перед тем как начать работать, мы с женой пешком прошли по Кругобайкальской железной дороге, я съездил на Ольхон, набрался впечатлений, которые вошли мне в душу и сердце, начал с натюрморта, а потом перешел на изображение воды. Я сосредоточился на трех объектах: Байкал, человек и багульник.

Одна из работ Виктора Мироненко – «Берег жизни», в которой соединились человек и Байкал, пронизана особым трагизмом. Лицо женщины, у которой утонули муж и сын, испещрено морщинами, а цвет ее печальных и одновременно мудрых глаз перекликается с цветом байкальской воды. Другой потрет – «Наш корреспондент» фотографа Колоянова динамичен и выразителен, здесь он на фоне гор сражается с погодой за хороший снимок. А потрет волевого человека – командира партизанской дивизии Николая Дворянова, помимо художественной ценности, имеет и историческую.

– Я ведь историк по образованию – высшее получил по педагогическому профилю, – отметил Виктор Мироненко. – Поэтому достоверность как историческая, так и художественная для меня очень важна. Я реалист, хотя считаю, что приверженность этому направлению не отменяет возможности быть в авангарде художественной мысли. Например, моя работа, посвященная Байкальску, где город изображен на берегу черной глади воды, передает эмоциональный накал сюжета именно за счет цвета и динамики мазка.

Кстати, Виктор Мироненко – личность в Иркутске легендарная. После окончания художественного училища ему дали направление в академию им. Сурикова, но поехать на учебу он не смог по семейным обстоятельствам. Сначала преподавал, а потом в 1970-м стал директором Художественного фонда, еще не будучи членом Союза художников. За десять лет он сделал для иркутских авторов очень многое: выбивал мастерские и жилье, открывал художественный салон-магазин и творческую дачу на Байкале, под его ответственностью велось строительство дома с мастерскими на улице Фридриха Энгельса и многое другое.

– На самом деле мне тогда хотелось ездить на БАМ, писать с натуры, а я рос именно как директор фонда, – вспоминает Виктор Мироненко. – В результате призвание пересилило, ведь я все-таки художник.

Выставка Виктора Мироненко будет работать до конца января.