17.08.2011 12:00
Рубрики
Культура
Теги
17.08.2011 12:00

Лучшие этюды Виталия Смагина

На прошлой неделе в иркутской картинной галерее Виктора Бронштейна открылась выставка народного художника России Виталия Смагина. Редко когда именитые мастера живописи делятся с публикой своими этюдами. Чаще всего художники относятся к ним как к рабочему материалу, из которого позже должно родиться большое произведение. Однако Виталий Смагин решил пролить свет на некоторые свои этюды. Но не только в этом заключается уникальность экспозиции. Друзья и коллеги художника, посетившие выставку, были невероятно удивлены: такого Смагина им еще не доводилось видеть.

И действительно, иркутянам Виталий Смагин более известен по таким монументальным работам, как мемориальный комплекс «Вечный огонь» на Нижней набережной, панно внутри спортивно-развлекательного комплекса «Труд», мозаика «Ритмы Байкала» на фасаде Лимнологического института в поселке Листвянка. В России Виталия Смагина знают как художника-авангардиста, приверженца абстрактной живописи. Но в это сложно поверить, глядя на 44 этюда, которые экспонируются в галерее Виктора Бронштейна.

Завораживающие черты пейзажей, кажется, самостоятельно распределяют свет и тени внутри своих композиций, делая их живописнее и натуральнее любых фотоснимков. Небольшие полотна затягивают зрителя в свои глубины, заставляя внимать каждому изгибу запечатленной реальности. Смагин мастерски изображает природу, пользуясь цветовыми гаммами, совершенно непохожими на окружающие нас.

– Смагин – не только самобытный мастер живописи, он еще и отличный преподаватель, – говорит студентка кафедры монументально-декоративной живописи ИрГТУ Ирина Колочегова. – Как учитель, он стремится найти подход к каждому. Навести студента на нужные мысли, показать ему правильные решения, не нарушив индивидуальности и собственного стиля ученика. Он не ломает начинающего художника, а помогает ему отточить мастерство, и при этом остаться самим собой. Под его началом очень удобно постигать что-то новое, совершенствоваться.

Отличительной чертой Виталия Смагина является его собственный стиль, который только на первый взгляд кажется следованием определенных направлений и техник. На самом деле, его творчество глубже и индивидуальнее любых художественных классификаций. Он мастерски соединяет в своих работах технику разных стилей живописи, создавая нечто неповторимое и уникальное. Цветовая гамма картин Смагина полностью принадлежит его творческому сознанию, свет не выплеснут на полотно, а словно изливается из точек своего сосредоточения, придавая еще больше объема и жизни.

Виталий Смагин уже десять лет является почетным гражданином Иркутска, и именно поэтому накануне основных праздничных мероприятий к 350-летию города художник решил организовать столь необычную выставку. На ней представлены работы как 40-летней давности, так и совсем новые картины. В основном это байкальские пейзажи, зарисовки природы Аршана и Иркутска. Но есть и работы, которые не похожи на основную массу этюдов. Например, натюрморт «Сирень», городской пейзаж «Старый город». Интересны абстрактные работы «Дом», «Вечер», «Грезы» и «Свет». Оставляет яркое впечатление «Ольхонский пейзаж», написанный маслом так, словно это акварельная работа.

– Самое интересное, что, несмотря на свой возраст (художнику в этом году исполнилось 74 года), Смагин обладает свежим, молодым взглядом на мир, – считает директор картинной галереи Виктора Бронштейна Елена Щеголева. – Его работы сложно классифицировать по давности исполнения или способу творческой реализации. Они все будто бы созданы им только сейчас. Его этюды – магический способ продлить яркость первого впечатления от увиденного, погружая зрителя в многоцветный чарующий мир.