18.03.2011 13:00
Рубрики
Культура
Теги
18.03.2011 13:00

В Иркутске открылась персональная выставка Александра Шелтунова

«Волшебный мерцающий и сияющий мир» – именно так, одной фразой, выхваченной из вступительной статьи к альбому известного художника Александра Шелтунова «Под шум дождя и музыку Равеля», можно охарактеризовать и персональную выставку к 60-летию со дня его рождения. Она открылась в минувшую среду в галерее Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачева. Экспозиция посвящена 350-летию Иркутска, поскольку именно его волшебный мир художник отображал в большинстве своих полотен. В ней представлено более 100 живописных работ и акварелей мастера.

– В наших сердцах осталась светлая память об Александре Шелтунове, – сказала на открытии выставки министр культуры и архивов Иркутской области Вера Кутищева. – Он сделал прекрасный подарок городу к юбилею, создав столько замечательных произведений. Я думаю, если бы он был сегодня с нами, то остался бы доволен происходящим, ведь его картины продолжают волновать и удивлять нас и по сей день.

В торжественный день начала работы персональной выставки Александра Шелтунова на двух этажах музея буквально яблоку негде было упасть – пришли художники, музыканты, писатели, журналисты, друзья и поклонники его творчества. Организовали экспозицию и выпуск каталога члены семьи художника: супруга Галина и сыновья Никита и Артемий. По их словам, эту выставку Александр Шелтунов задумывал еще в 2005 году и тщательно к ней готовился, как бы предчувствуя рубеж своей жизни. Он писал работы, посвященные 350-летию Иркутска – города, который он любил и куда в 1966 году из Комсомольска-на-Амуре приехал поступать в художественное училище, а впоследствии и перебрался на постоянное место жительства.

– Выставка большого мастера акварели и живописца Александра Шелтунова открывает череду праздничных событий к юбилею Иркутска, – отметила заведующая отделом сибирского искусства музея, искусствовед Ирина Буханцева. – Он мечтал об этой выставке, и она не разочаровала, ведь здесь очень много работ, которые даже искушенный зритель не видел. Например, я заметила зримые знаки присутствия художника в его картинах – либо его лицо, проступающее из стен иркутских домов, либо это растяжки, зазывающие на выставку Александра Шелтунова. Такое ощущение, что он здесь, с нами.

Александр Шелтунов действительно любил зашифровывать в своих картинах знаки и образы, и если в акварелях они были не такими явными, то в живописи проявлялись повсеместно. Например, на одной из работ, где изображен исток Ангары, если приглядеться, можно увидеть, что вода и берег буквально испещрены героями мифов и легенд.

– Саша был удивительно солнечным человеком и всю жизнь оставался немного мальчишкой, – считает друг семьи Людмила Тен. – Как-то он подарил нам одну из своих работ, посвященную Байкалу, и сказал: «Я там кое-что зашифровал, вы поищите». И я до сих пор пытаюсь разгадать тайну этой картины.

Все произведения, представленные на выставке и в каталоге, – из семейной коллекции Шелтуновых. Всего в ней сохранилось около 700 работ – столько, сколько осталось после внезапной кончины мастера. Родные не захотели расстаться ни с одной из картин и даже выкупили некоторые произведения из частных коллекций.

– Такому отношению к памяти отца и мужа можно только позавидовать, поэтому когда говорят, что Шелтуновы – дружная семья, это действительно так, иначе не было бы этой выставки и альбома, – призналась искусствовед, заместитель директора по творческо-просветительской работе Иркутского художественного училища Ирина Федчина. – Когда мне предложили поработать над альбомом, ведь мы с молодости дружили семьями, я не сразу согласилась. Но, согласившись, не пожалела. Кстати, Артемий, хоть и не профессионал в книжном деле, но сумел создать прекрасную книгу, в которой за каждым листочком чувствуются тепло и доброта.

Альбом форматом А4 издан тиражом в 1 тыс. экземпляров. В нем более 300 страниц с репродукциями картин, а также с семейными фотографиями художника. Искусствовед Ирина Федчина систематизировала творчество Александра Шелтунова по темам: Иркутск в жизни и творчестве, водная стихия, старая Ладога и село Бельск, строим БАМ, портрет, обнаженная натура, натюрморт, творческие поездки и книжная графика. Название альбому дало четверостишие Александра Шелтунова:

Под шум дождя и музыку Равеля,

В подвал в болотных сапогах войдя,

Писал в воде я прямо акварелью,

Нигде сухого места не найдя.

– Александр Шелтунов известен как акварелист, а учитывая то, что эта техника была непопулярна, он был единственным акварелистом в Иркутске, – отметила Ирина Федчина. – Но на этой выставке он предстает перед нами и в другом качестве – как живописец. Когда он начал писать маслом в 50 лет, будучи уже совершенно устоявшимся художником, многие с недоверием восприняли этот шаг. И первые его работы очень напоминали акварельные, но он освоился в живописи примерно за шесть лет до смерти. По сути, он только начал работать в этой технике и не достиг своего потолка. В масле не изменились только темы – Иркутск и Байкал, все остальное стало другим. Например, если в акварели он работал в приглушенной монохромной гамме, то в масле использовал открытый яркий цвет, очень современный духу нашего века.

Кстати, это первая ретроспективная выставка Александра Шелтунова, которая позволила искусствоведам по-новому взглянуть на творчество художника.

– Конечно, я знала Александра Шелтунова как художника, но я не представляла, каким он был в полной мере. Когда я стала работать над альбомом, то поняла, что его в Иркутске не знают, – считает Ирина Федчина. – Он много выставлялся за границей, на областных, зональных, всероссийских выставках, но не в Иркутске. Эта выставка поставит его на то место в художественной жизни города, где он должен быть.

В дальнейшем семья планирует издать еще один альбом Александра Шелтунова с произведениями, которые хранятся в частных коллекциях. А пока у иркутян есть прекрасная возможность иначе взглянуть на свой город. Прогулявшись между картин Александра Шелтунова, словно сотканных из фрагментов света и движения, выйти на улицы и увидеть другой Иркутск, более яркий и позитивный.