14.02.2011 13:00
Рубрики
Власть
Теги
14.02.2011 13:00

Непроторенная дорога к миру

11 февраля губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев принял участие в заседании Государственного совета, которое президент Российской Федерации Дмитрий Медведев провел в Уфе. Заседание было посвящено обсуждению мер по укреплению межнационального согласия.

Дмитрий Медведев начал разговор с того, что определил три приоритетные задачи в области стабилизации межнациональных отношений. Первая касается фундамента всякой личности – воспитания и образования. Президент поручил всем министрам и руководителям регионов уделить особое внимание школам и высшим учебным заведениям, поскольку именно там закладываются основы мировоззрения человека: «Нужно внимательно проанализировать содержание учебников, методики преподавания, в том числе гуманитарных дисциплин, или, прежде всего – гуманитарных дисциплин, формы общественной работы со школьниками и со студентами».

Президент отметил, что школу и вузы нужно защитить от людей, которые были замечены или даже осуждены за разжигание межнациональной розни, и заявил, что в ближайшее время он внесет соответствующий законопроект на рассмотрение Федерального собрания. Решение абсолютно разумное и целесообразное, однако вовсе не гарантирующее стопроцентной защиты детей и юношества от негативного воздействия националистов. Во-первых, ни школа, ни вуз как системы образования, воспитания и формирования личности не могут похвастать тем, что именно они являются главными в становлении среднестатистического российского подростка. Семья, друзья, телевизор и Интернет (именно в такой последовательности по мере взросления человека) оказывают гораздо большее воздействие, а лишить родительских прав осужденных за разжигание розни или подвергнуть надлежащему контролю содержание интернет-сайтов не получится. Во-вторых, все больший вес приобретают негосударственные образовательные центры – при религиозных объединениях или даже общественные (как, например, «уличный университет» в Санкт-Петербурге). Контролировать деятельность таких систем тоже не получится. В-третьих, как это ни прискорбно, но националистами становятся и в более зрелом возрасте, а перевоспитать убежденного националиста-пенсионера вообще нереально.

Видимо, понимая все это, президент поставил перед членами Госсовета следующую задачу: «Необходимо активнее стимулировать создание такой медийной продукции, которая была бы направлена на гармонизацию межэтнических и межконфессиональных отношений». Президент подчеркнул, что это задача не только для федеральных телеканалов, а для всех регионов. На сегодня не все региональные руководители признают наличие на своей территории хоть каких-то проблем, связанных с межнациональной рознью. Что касается СМИ, то люди, работающие в органах государственного управления, зачастую просто не успевают отследить такие публикации и далеко не всегда способны осознать, насколько опасно то или иное высказывание. Более того, никто даже не проводит мониторинг СМИ по критерию потенциального возникновения межнациональных трений на почве той или иной публикации, а ведь журналисты – всего лишь часть общества, и они тоже не чужды национальных и конфессиональных предубеждений. И в этом нет ничего удивительного. Ни одно национальное или религиозное объединение в Иркутской области не пыталось построить долгосрочные отношения со СМИ, провести для журналистов хотя бы базовый ликбез по основным особенностям культуры, языка и традиций своего сообщества. Так что не будет преувеличением сказать, что журналисты пребывают в полном неведении того, какие национальные группы населяют область и чего нельзя говорить и писать во избежание конфликтов.

Гораздо более реалистично выполнить другое поручение президента – расширить культурный обмен между регионами страны: «Люди должны находиться рядом друг с другом, слышать друг друга». Президент поручил Министерству культуры РФ и соответствующим региональным ведомствам разработать программу развития межрегиональных культурных связей – причем потребовал, чтобы грантовая политика Министерства культуры учитывала, сколько поездок по регионам совершили и крупнейшие культурные учреждения, такие, как Большой театр или ансамбль Моисеева.

Третья задача, поставленная президентом, относится в большей степени к национальным образованиям в составе РФ – проводить более взвешенную кадровую политику.

– Не секрет, что при формировании органов власти отдельных республик, краев и областей существуют негласные ограничения для представителей определенных национальностей. Это абсолютно аморальная ситуация, – заявил Дмитрий Медведев и обратил внимание руководителей регионов на необходимость при назначении на должности учитывать степень подготовки кандидатов. – Современные чиновники должны обладать всеми необходимыми знаниями в области межэтнических отношений, и это должно быть частью подготовки управленческих кадров.

Уже в самом конце заседания Госсовета, выслушав замечания и предложения участников дискуссии, президент отметил, что он не поддерживает предложение о создании новых государственных структур, деятельность которых была бы направлена на борьбу за межнациональное согласие. Он потребовал более активно использовать возможности структур уже существующих, и в первую очередь – Общественной палаты РФ и Общественных палат регионов и городов. Президент предложил создать в регионах рабочие группы из представителей разных конфессий по урегулированию конфликтов на национальной почве, причем с участием даже тех конфессий, которые не признают каких-либо проблем со стороны своей паствы. Это поручение дано всем руководителям регионов. Есть, правда, одна сложность, с которой столкнутся такие советы. Поскольку формировать их будут чиновники, то нет никакой гарантии, что в состав советов войдут представители нетрадиционных религиозных групп. Причем речь идет не о протестантских объединениях, которых иногда, по незнанию, даже христианами не считают, а о группах язычников разной степени приписываемой себе древности, действующих в теснейшем контакте с националистическими группировками самого радикального толка. Да, эти люди маргиналы; да, они немногочисленны (хотя это зависит от региона), но именно с них начинаются конфликты, и не знать хотя бы как они выглядят и о чем думают – большая ошибка.

В завершающей части своего выступления Дмитрий Медведев отметил, что заседание Госсовета состоялось вскоре после того, как премьер-министр Великобритании Джеймс Кемерон признал (вторым после канцлера Германии Ангелы Меркель) провал в своей стране политики мультикультурализма. Эта политика, являющаяся специфическим европейским изобретением и стандартом, распространенным на все страны Европейского союза, заключалась в том, что каждой национальной группе дается право жить внутри общины по собственным законам, игнорируя общегосударственные нормы и не считаясь с интересами окружающих. Результатом этой политики стало возникновение на территории Европы анклавов, неподконтрольных местным правительствам и считающихся по тем или иным причинам рассадниками криминала. В частности, президент Франции Николя Саркози практикует в своей стране высылки по этническому признаку.

Европа сейчас склоняется к тому, чтобы представители национальных меньшинств признавали доминирующую роль «ведущего этноса», в США – где расовую сегрегацию ликвидировали всего полвека назад – над всеми этносами доминирует закон, защищающий права любого человека вне зависимости от цвета кожи и вероисповедания. Что будет в России – неизвестно, потому что наша ситуация принципиально отличается и от европейской (где национальные меньшинства сформировались из недавних иммигрантов), и от американской (где подавляющее большинство – потомки иммигрантов): у нас все народы, большие и малые, живут на своей земле, и даже иммигранты из ближнего зарубежья до сих пор воспринимаются как свои, поскольку долгое время жили с россиянами в одном государстве. 

– Наша задача, – заявил президент, – заключается в том, чтобы создать полноценную российскую нацию при сохранении идентичности всех народов, населяющих нашу страну. Только тогда мы будем крепкими. Я рассчитываю на то, что руководители субъектов Федерации, всех территорий, составляющих нашу многонациональную страну, будут рассматривать вопрос сохранения межнационального единства как важнейший вопрос своей деятельности, потому что без межнационального единства у нас не может быть государства.