22.12.2010 13:00
Теги
22.12.2010 13:00

Закону об образовании не хватает концептуальности

Представители научного и педагогического сообщества Приангарья, собравшись на круглый стол в юридическом институте ИГУ, решили, что законопроект «Об образовании в РФ», который сейчас разрабатывается в правительстве РФ, недостаточно концептуален и проработан. Если его принять в существующем виде, то это приведет к социальным протестам, считают иркутские эксперты.

По мнению директора юридического института ИГУ Олега Личичана, законопроект носит судьбоносный характер для всей системы национального образования. Он состоит из 19 глав, 140 статей против 6 глав и 58 статей действующего. Некоторые статьи документа противоречат нормам Гражданского кодекса РФ, считает эксперт.

По новому законопроекту все высшие учебные заведения делятся на колледжи, институты и университеты. При этом последними будут называться только федеральные или национально-исследовательские учебные заведения. Статус существующих сейчас академий и других учреждений образования прописан в законопроекте как «другие учебные заведения».

Интересно, что теперь студенты и выпускники вузов смогут подать в суд на недостаточно высокое качество полученного образования. Впрочем, методики определения уровня качества пока нет.

Доцент кафедры регионоведения и социальной экономики Института социальных наук ИГУ Виктор Чебунин считает, что если законопроект будет принят в существующем виде, то это вызовет социальный протест.

– Если подсчитать количество студентов, которые по новому закону будут обучаться на бюджетной основе, то их – чуть более одного миллиона человек, а по старому законодательству – это 2,5 миллиона человек, – пояснил Виктор Чебунин.

Законопроект, в частности, разрешает учебным заведениям работать по франчайзинговым схемам. Другими словами, вуз из региона может купить франшизу, например, у МГУ, и начать готовить специалистов. По его окончании выпускники получат диплом московского вуза – последний при этом не будет нести ответственности за качество услуг, предоставляемых университетом в провинции.

На обсуждении законопроекта присутствовали студенты пятого курса юридического института.

– Из положительных моментов хочу отметить, что в законопроекте прописаны статус обучающихся, права и обязанности студентов и преподавателей. Законопроект декларирует поддержку обучения студентов за рубежом. Мне кажется, в законе нужно учесть стимулирование тех студентов, которые возвращаются в Россию после обучения за границей, – отметил один из студентов, Семен Банщиков.

Еще один студент, Кирилл Константинов, считает, что текст законопроекта недостаточно четкий.

– Законы пишутся для того, чтобы любой гражданин РФ, в том числе и 17-летний выпускник школы, смог взять его в руки и, прочитав, все в нем понять. Про этот законопроект такого сказать нельзя, – отметил он.

В итоге участники круглого стола признали законопроект «Об образовании в РФ» недостаточно концептуальным и проработанным. Свои предложения и замечания они намерены направить в Министерство образования и науки РФ.