Иркутское областное художественное училище

Здание резиновой мануфактуры

«Здание, в котором сегодня находится Иркутское художественное училище, относится к нетипичному для нашего города архитектурному стилю – модерн. Каменное зодчество Иркутска отличается в основном мотивами барокко и классицизма, так что «дом на Хмельницкого» смело можно назвать уникальным строением».

Ирина Федчина, заместитель директора Иркутского областного художественного училища

Сибирский модерн

На углу улиц Карла Маркса и Богдана Хмельницкого стоит массивный дом, ярко выделяющийся на фоне остальной архитектуры естественными «природными» линиями, что типично для модерна, замысловатыми барельефами и необычным фризом под крышей. Сейчас его стены занимает художественное училище.

Как и ряд других стилей, популярных на рубеже XIX–ХХ веков, архитектуру модерна характеризует также стремление к гармонии эстетики образов и функциональности самого сооружения. Большое внимание уделялось конструктивным элементам: лестницам, дверям, столбам, балконам. Они подвергались не только художественной обработке, но и тщательному инженерному планированию.

В отношении иркутского здания такая работа была проведена не случайно. До революции оно принадлежало Товариществу Российско-Американской резиновой мануфактуры (ТРАРМ) «Треугольник». Крупнейшие в России производители галош были достаточно требовательны к исполнению будущего помещения и даже привезли в Иркутск штатного архитектора – Вильяма Иогансена. Ему и принадлежит проект иркутского отделения ТРАРМ.

«Дерево» в зоне каменной застройки

До середины XIX века улица Большая (Карла Маркса) мало отличалась от остального города, состоящего практически полностью из деревянных зданий. В 1869 году мост через Ушаковку соединил центр города со Знаменским предместьем. Так Большая улица стала основной магистралью, здесь начали скупать участки земли состоятельные люди, появились каменные здания торговых предприятий, контор, типографий. Место было крайне удачным: улица находилась в центре города, в окружении торгово-деловых районов, неподалеку располагались Арсенальская площадь, Пестеревская улица и Мелочной базар. Это также была одна из самых высоких улиц города, ее вымостили булыжником, положили тротуары, а вечером она освещалась масляными фонарями. И тем сильнее на этом фоне выделялся небольшой деревянный дом в середине улицы, на углу 5-й Солдатской (Богдана Хмельницкого).

Изначально квартал от 4-й до 5-й Солдатской включал в себя три отдельных участка. Два из них в начале 1880-х годов скупил и объединил в усадьбу некий Ходикевич, владелец нескольких, на тот момент очень популярных в Иркутске, кондитерских. В нашей рубрике мы уже рассказывали о том, что после разрушительного пожара 1879 года была определена зона города, в которой запрещалось при строительстве основных перекрытий и фасадов использовать пожароопасные материалы, в том числе и дерево. Улица Большая, как одна из центральных улиц Иркутска, естественно, вошла в эту зону, но тогдашний хозяин усадьбы успел построить деревянный дом до вступления распоряжения в законную силу.

Этот дом простоял около 30 лет, пережил не одну смену собственников, разделение и объединение усадьбы и был снесен только перед началом строительства каменного здания «Треугольника». Товарищество резиновой мануфактуры приобрело усадьбу на углу Большой и 5-й Солдатской улиц после 1909 года. До этого территория принадлежала «Торговому дому Леопольда Нейшеллера», крупного предпринимателя, обладающего филиалами своей торговой компании по всему миру, постоянного клиента и друга самого Карла Фаберже. 

«Треугольник» начинает работу

В первую очередь у руководителей ТРАРМ возникла необходимость в постройке складских и подсобных помещений для содержания товаров. Архивные документы свидетельствуют, что владельцы дважды обращались в городскую управу за разрешением на строительство: в мае – каменной двухэтажной кладовой, в декабре – каменного одноэтажного здания для сушильни. А возведение трехэтажного здания торгового дома товарищества «Треугольник» стало завершающим этапом в формировании исторической застройки усадьбы, в основных чертах сохранившейся до наших дней.

Первоначально здание задумывалось двухэтажным, но 27 апреля 1912 года дума разрешила надстроить еще третий этаж. В середине 1913 года возведение дома было закончено, и в июле в газете «Сибирь» появилась адресная реклама: «Магазин т-ва «Треугольник», Большая улица, собственный дом».

Некоторые источники утверждают, что в этом же здании размещались торговые помещения, сдающиеся Товариществом в аренду. Так, в архивных документах 1914 года можно найти имя Эмиля Цинделя, державшего по этому адресу торговлю мануфактурными товарами.

Журнал проверки торговых и промышленных предприятий в 1916 году зафиксировал дату сдачи здания в аренду Иркутскому отделению Волжско-Камского коммерческого банка. «Соглашение на аренду двух покоев с наемной оплатой в год 6000 рублей» было заключено 15 декабря 1915 года.

В 1918 году Российско-Американская мануфактура была национализирована, и предприятие стало называться «Красный треугольник». С 1922 по 1956 годы в здании располагались партийные органы.

22 июля 1936 года по решению президиума Востсибкрайкома здание занял Иркутский музыкальный колледж, позднее ему присвоили название Восточно-Сибирский музыкальный техникум. В сентябре 1936 года он был переименован в Восточно-Сибирское краевое музыкальное училище.


СПРАВКА


Коммерсант Фердинанд Краузкопф приехал в Санкт-Петербург в 1859 году и открыл там свое дело. Он основал Товарищество Российско-Американской мануфактуры и открыл первую резиновую фабрику в нашей стране. Вскоре она обеспечивала галошами всю Россию, экспортировала свою продукцию в Европу и получила звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». С 1908 года товарищество закрепило за собой название «Треугольник». В одной из бумаг, направленных в Министерство финансов, так объяснялся выбор торгового знака: «В знаке фирмы треугольник – главное, бросающееся в глаза неграмотному покупателю». Производство галош приносило большую прибыль. Этот продукт пользовался огромным спросом у жителей городов, причем всех социальных статусов. Так, в начале ХХ века «Треугольник» открыл свои отделения в Томске, Самаре, Нижнем Новгороде, Харькове, Екатеринбурге и в Иркутске. В этих городах строились крупные здания для их размещения.