Час истории
«Декабристские вечера» начались с выставок и водевиля
На этой неделе прошло торжественное открытие фестиваля «Декабристские вечера». В этом году фестиваль богат на юбилеи: это и 185 лет со дня восстания на Сенатской площади, и 40 лет со дня открытия музея в Иркутске.
Открытие началось выставкой «История Иркутского музея декабристов», рассказывающей, в частности, о деятельности ученых, которые занимались историей декабризма, о реставрации и открытии Дома-музея Трубецкого.
– День рождения – это не только праздник, но и серьезная ответственность. Иркутский музей – единственный мемориальный комплекс в областном центре и один из первых музеев, посвященный декабристам в стране, – сказала директор музея декабристов Елена Добрынина.
Поздравить ее и коллег пришли деятели культуры города: сотрудники краеведческого музея, научной библиотеки ИГУ, областного кинофонда.
На мероприятии звучала музыка в исполнении камерного квартета под управлением Татьяны Акимовой, были показаны фрагменты водевиля «Дочь русского актера» и видеофрагменты, посвященные иркутским декабристоведам, которых уже с нами нет, – Марку Сергееву, Семену Ковалю, Евгению Ячменеву. Сценическая композиция раскрыла перед гостями историю музея, его значимость для города, рассказала о достижениях музея и о его будущем. К примеру, в следующем году будет закончена реставрация Дома Трубецких.
В честь восстания на Сенатской площади в Доме-музее Сергея Волконского открылась еще она выставка – «Декабристы в творчестве художника Николая Домашенко». Последний родился в Иркутске и является одним из ярких представителей иркутской школы графики. Работы художника имеют успех не только в России, но и за рубежом. Его картины есть в Третьяковской галерее и в Русском музее, а также в Государственной картинной галерее в Болгарии.
Одно из собраний Николая Домашенко на выставке в Иркутске называется «Вне разряда» – оно посвящено пятерым повешенным декабристам. Здесь портреты Сергея Муравьева-Апостола, Петра Каховского, Михаила Бестужева-Рюмина, Кондратия Рылеева, Павла Пестеля. Они выполнены при помощи техники «сухая игла» – изображения сначала наносятся твердой иглой на металлическую доску, а потом отпечатываются на листе. Еще один блок графических работ Николая Домашенко посвящен самому восстанию на Сенатской площади. Эти полотна выполнены в технике «цветная автолитография» (Николай Домашенко одним из первых начал использовать цвет в автолитографии). Кроме этого, в Музее декабристов выставлены иллюстрации художника к книгам «Декабристы в Сибири», «Дум высокое стремленье», «В сердцах Отечества сынов».
Вечером в органном зале состоялся концерт хора «Глория» «Vivat, Россия!» художественного руководителя Татьяны Поздняковой.