Дворец пионеров Второва

Дворец детского и юношеского творчества

Когда-то здесь стояло одноэтажное строение с подвалом, используемым под склад, и продуктовым магазином на первом этаже. В 1862 году в поисках купеческой славы и богатства из Ивановской губернии в Иркутск приехал Александр Федорович Второв. Позже он стал почетным гражданином нашего города, учредителем товарищества «А.Ф. Второв с сыновьями», хозяином многих крупных магазинов по всей Сибири: в Иркутске, Томске, Сретенске, Верхнеудинске, Троицкосавске, Чите. Это была настоящая торговая сеть, которая со временем стала проходить почти через всю Россию – от Москвы до Забайкалья. Многие отзывались о Второве как о скупом человеке. Может быть, потому что купец экономил на благотворительности, у него получилось выкупить эту землю и построить здесь великолепное здание, где сегодня размещается известное культурное учреждение.

 


Я считаю, что необходимо отметить статус нашей организации. Каждые пять лет мы проходим лицензирование, в ходе которого подтверждаем право называть это место Дворцом. Это высший статус культурного заведения. Дети со всей области приходят к нам. Здесь они получают существенную часть своего воспитания. Это место становится их вторым домом. Нашими выпускниками являются многие представители иркутской интеллигенции. Это певцы, музыканты, художники, театралы. Многие из них занимают высокие руководящие должности. Дворец детского и юношеского творчества по праву может считаться знаковым местом Иркутска именно благодаря поколениям своих выпускников, которые сделали и продолжают делать существенные творческие вклады в развитие культуры нашего города.

 

Людмила Суханова, руководитель структурного отделения, заместитель директора областного Дворца детского и юношеского творчества.


 

Дом Второва был полностью закончен в 1897 году. Заказ выполнял один из московских архитекторов, но документов о строительстве не осталось, а установить «по почерку» невозможно. Постройка выполнена в псевдорусском стиле, характерном для архитектуры каменных зданий, построенных в Иркутске в конце XIX века.

В это время (конец ХIХ – начало XX в.), как известно, было принято проводить разнообразные балы: детские, юношеские, семейные. Особо аристократией приветствовались семейные балы. Они проводились по договоренности с хозяином дома, обычно с богатым купцом.

О бале в доме Второвых, устроенном совместно с купцом Самсоновым, сообщает в своих воспоминаниях Лидия Тамм: «На семейный вечер были приглашены приказчики, служащие со своими семьями. Оплату за такой вечер решили сделать не так, как в Общественном собрании (ныне здание ТЮЗа), где вначале платили за вход и увеселения, а обед оплачивался отдельно. Самсонов сказал, что это неправильно, ведь молодые служащие жалованья меньше получают, нежели старые работники. Решили сделать пригласительный билет в одной цене. Хозяева же мало оплачиваемым работникам доплату сделали. Наша Саша много лет работала, вот и пошла на вечер со всей семьей».

– Предполагается, что в нишах актового зала висели венецианские зеркала, – говорит Валентина Шульга, руководитель хоровой студии «Ангара», посвятившая Дворцу 38 лет своей жизни. – Такие же остались у нас в малом зале. Они расположены так, что если встать напротив одного, то отразишься в нем 100 раз.

Один из наших выпускников, продолжает Валентина Петровна, Евгений Ячменев, очень увлекался историей этого здания. В частности он рассказывал мне как раз про балы, проходившие в актовом зале. Если вы посмотрите наверх, стоя спиной к сцене, то под самым потолком увидите решетку. По словам Евгения, жена Второва переболела оспой. Когда проходили балы, она сидела там с закрытым лицом и наблюдала за гостями.

Чтобы подняться в тайную комнату жены Второва, нужно пройти наверх, в круглый кабинет. Его местоположение и архитектурное оформление идеально подходят для женских апартаментов. Комфортные высокие потолки, никаких рубленых углов – «нежная» комната, если позволите. Слева от входа маленькая дверца, за ней – то самое помещение с решеткой прошлых времен и, приставленной к ней, современной – для безопасности. Само помещение очень тесное, оно явно рассчитано лишь для одного человека. Сейчас здесь холодильник и разные вещи персонала Дворца. Балы в актовом зале больше не проводятся. Пол наклонный, стоят сидения для зрителей, сцена…

Если повернуть налево перед входом в круглый кабинет, то в стене будет еще одна дверь. – Это узкая винтовая лестница на самую верхнюю точку Дворца (там находится старая инженерная техника пионерского кружка и вход на чердак), – отмечает Людмила Суханова. – Сейчас лестница начинается с этого этажа и ведет исключительно наверх. Раньше она шла еще и вниз, переходя в глубокую шахту. Вероятно, это был один из входов в купеческие подземелья.

Подземелья, большинство из которых использовали купцы для хранения товаров или подпольной продажи, проходят практически через весь центр Иркутска. Также подземные ходы использовались в защитных целях. Наиболее известный из них ведет на берег реки Ангары, именно по нему в дни декабрьских боев 1917 года к дому генерал-губернатора (здание библиотеки ИГУ) ходили за водой.

Основной ход, идущий под цокольным этажам дворца Второва, опоясывает всю территорию комплекса зданий по периметру. Для чего он был построен сказать сложно. Он слишком узок для хранения купеческих богатств. Скорее всего, был предназначен для перемещения людей. По словам очевидцев (в 50-е годы прошлого века вход в подземелье был доступен за счет разрушившейся стены), там было темно, сыро и страшно, кроме того, отсутствие электрических фонарей не позволяло исследовать его до конца. Один из свидетелей рассказывает, что из подземного хода было извлечено несколько роскошных стульев с бархатной обивкой, которые разошлись по жителям близлежащих домов.

Кстати, студенты Горного института обнаружили, что от периметра идет еще два лаза – один в сторону берега Ангары, вдоль улицы Пролетарской, второй – в сторону дома Файнберга (здесь располагается редкий фонд Областной библиотеки).

– Считается, что один из тоннелей вел до самой Ангары, туда, где сейчас Нижняя Набережная, – продолжает Людмила Суханова. – Наверное, он был построен с той же целью, что и у дома генерал-губернатора, то есть на случай, если придется убегать или тайно запастись водой, но с уверенностью сказать невозможно.

Оба лаза находились в плачевном состоянии из-за воздействия подземных вод, и потому не были исследованы. Однако в конце 50-х годов вход в подземный коридор особняка Второвых был замурован.

В октябре 1917 года Дворец заняли делегаты 1-го Общесибирского съезда Советов. Съезд имел большое значение для подготовки социалистической революции в Сибири. В память об этом историческом событии на одной из стен Дворца установлена мемориальная доска.

Позднее СССР подарил бывший дом купца пионерам. Дворец пионеров и октябрят – так он стал называться. 11 ноября 1937 года Иркутск праздновал его официальное открытие. В 1976 – 1979 годах была проведена реконструкция здания. Дворец оделся в мрамор, появился зимний сад, мозаичные панно, витражи малого зала. Художники Тетенькин и Гончар переписали заново плафоны актового зала. На плафонах – юные художники, кукольники, актёры, музыканты, танцоры, барабанщики, горнисты, юные космонавты и геологи.

– Тогдашний директор Виктория Москвитина, нашла документы, в которых этот дом был описан изнутри, – вспоминает Людмила Суханова. – Дворец пионеров был разделен на множество кабинетов. Зал, находящийся рядом с зимним садом, был двухэтажным, там занимались гимнасты. Все помещения были мизерными, потолки низкими. Все это – порождение советского конструктивизма.

Виктория Москвитина задалась целью вернуть дому его исторический облик. Она заказывала редкие люстры, досконально изучала документацию. Благодаря именно ей Иркутску снова возвращено необыкновенное, красивейшее здание.

Дети, как известно, самое ценное сокровище человечества. Дворец детского и юношеского творчества является знаковым местом именно для наших детей. Здесь раскрываются их таланты, здесь они устраивают праздники себе и своим родителям, здесь за десятилетия стены впитали ребяческий смех и чистое хорошее настроение. Ссылаясь на ауру доброты и веселья в стенах дворца, его сотрудники говорят, что они медленно стареют.