13.08.2010 12:00
Рубрики
Экономика
13.08.2010 12:00

Монгольский потенциал для Приангарья

Реконструкция АПП «Монды» начнется не ранее 2012 года

Порядка 130 тыс. иностранных туристов могут стать гостями Иркутской области, если бы не ряд препятствий в реализации глобального проекта «Байкал – Хубсугул». Это, в первую очередь, отсутствие статуса «международный» у пограничного пункта «Монды – Ханх».

Кроме того, необходимо реконструировать российский пропускной пункт. Эти и другие проблемы обсуждались на круглом столе «Байкал – Хубсугул. Единое туристское пространство», который прошел в Монголии.

– В Монголии в последние годы активно развивается туризм, – отметила руководитель агентства по туризму Иркутской области Ирина Рютина. – Этому способствует достаточно свободное посещение страны, быстрое и легкое получение виз. В основном в Монголию едут туристы из азиатских стран, но в последнее время, например, увеличился поток гостей из Австралии, потому что есть прямое авиасообщение. Близость Иркутской области и Монголии открывает новые возможности для обеих территорий. Поэтому так важна реализация трансграничного проекта «Байкал – Хубсугул».

Данному турпроекту и был посвящен круглый стол «Байкал – Хубсугул. Единое туристское пространство». В нем приняли участие заместитель председателя правительства Иркутской области Сергей Серебренников, руководитель регионального агентства по туризму Ирина Рютина, советник губернатора области Юрий Гуртовой, представитель МИД России в Иркутске Людмила Курбатова, а также представители правительства Республики Бурятия и Великого Государственного Хурала Монголии.

Маршрут проекта «Байкал – Хубсугул» пролегает по трем территориям: Иркутской области (Шелеховский и Слюдянский районы), Республике Бурятия (Тункинский район) и Монголии. Как рассказала Ирина Рютина, в 2009 году соседнюю страну посетило 400 тысяч иностранных туристов. По проведенным расчетам, из них порядка 130 тысяч человек могут стать потенциальными гостями Приангарья и Бурятии.

– Реализации трансграничного проекта способствуют не только сложившиеся турпотоки по этому направлению, но и наличие необходимой туристской и базовой инфраструктуры на Байкале и Хубсугуле, – подчеркнула руководитель агентства. – Так, на юге монгольского озера распложено 50 турбаз. В 100 километрах от него находится международный аэропорт Мурэн, где сейчас проводится реконструкция взлетно-посадочной полосы. После ремонта аэропорт сможет принимать самолеты дальне-магистрального следования «Боинг-747».

Так что имеются все условия для внедрения в жизнь глобального проекта «Байкал – Хубсугул». Однако есть и ряд препятствий. Маршрут проходит через пограничный пункт «Монды – Ханх», статус которого сегодня «двусторонний». То есть через него имеют право проходить только граждане России и Монголии. Ирина Рютина отметила, что на данный момент все необходимые документы по приданию АПП статуса «международный» находятся на согласовании монгольской стороны.

Мешает реализации трансграничного турпроекта и несоответствие российского пропускного пункта «Монды» требованиям, которые предъявляются АПП через государственную границу. Необходима его реконструкция, в первую очередь, – оснащение современным оборудованием и новыми техническими средствами. В иркутском филиале ФГУ «Росгранстрой» сообщили, что проект реконструкции разработан и уже прошел экспертизу. Но федеральная целевая программа «Госграница», куда он должен войти, еще не утверждена и заработает только с 2012 года. К тому же нет уверенности, что АПП «Монды» в нее войдет.

– Существенным ограничением для развития турпроекта является также отсутствие автодорог вдоль побережья Хубсугула, – добавила руководитель агентства. – Эти и многие другие вопросы мы рассматривали на прошедшем круглом столе. Обе стороны признали, что проект «Байкал – Хубсугул» является чрезвычайно важным для развития туризма на наших территориях.

По итогам совещания было принято решение инициировать включение мероприятий по реконструкции АПП «Монды» в федеральную целевую программу «Госграница 2012-2017 годы», а монгольской стороне ускорить согласование документов по статусу пропускного пункта. Помимо этого, разработаны практические рекомендации по продвижению трансграничного маршрута на российских и международных выставках.

– Будем представлять этот продукт на выставках в Японии, Китае, – говорит Ирина Рютина. – На следующий год запланировано участие в «Интурмаркете». Сейчас ведутся переговоры с монгольской стороной, которая будет культурным партнером на выставке «ITB» в Германии. Есть уже предварительные договоренности, что наши соседи будут там представлять продукт «Байкал – Хубсугул».

Участники совещания также решили, что направят рекомендации монгольским и бурятским властям по проведению реконструкции дороги от поселка Монды до АПП и участка от поселка Хатгал до населенного пункта Ханх. Ирина Рютина напомнила, что тема трансграничных проектов («Чайный путь», «Восточное кольцо» и «Байкал – Хубсугул») будут подробно обсуждаться на круглом столе VI Байкальского экономического форума «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации: проблемы и пути решения», который состоится 8 сентября:

– Мы планируем выработать рекомендации федеральным властям, чтобы запустить трансграничные турпродукты, в частности «Байкал – Хубсугул». Например, мы намерены предложить внести изменения в два федеральных закона, регламентирующих порядок въезда и выезда из РФ. Сейчас по законодательству иностранным гражданам, прибывающим в Россию через морские и речные порты, разрешено находиться в безвизовом режиме 72 часа. Почему бы не ввести подобное для туристов, прибывающих в Россию авиарейсами? Думаю, такое законодательное решение позволило бы существенно увеличить турпоток между Иркутской областью и Монголией.