25.06.2010 12:00
Текст
Юрий Юдин
Текст:
Юрий Юдин
25.06.2010 12:00

Алексей Зяблицкий: «Требования к наркополицейским стали строже»

На днях президент России Дмитрий Медведев утвердил концепцию Стратегии государственной антинаркотической политики в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков на федеральном, региональном и местном уровнях. Предполагается, что она поможет более эффективно бороться с наркоагрессией, которую считают не меньшей угрозой государству, чем терроризм.

В Иркутской области последние пять лет наркоситуация стабилизируется. По мнению руководителя УФСКН России по Иркутской области Алексея Зяблицкого, который год назад вступил в должность, именно слаженные усилия всех субъектов профилактики и силовых ведомств позволили за последние годы существенно снизить число наркозависимых среди несовершеннолетних. В канун Международного дня борьбы с наркоманией главный наркополицейский Прибайкалья дал интервью корреспонденту «Областной».

– Как вы считаете, в обществе стали серьезнее относиться к наркоугрозе?

– Да, общество воспринимает наркоугрозу как серьезнейшую проблему. В 2003 году было принято решение о создании органов наркоконтроля – спецслужбы, основная задача которой – противодействие незаконному обороту наркотиков. Наркоконтроль – это структура, которая призвана координировать антинаркотическую работу различных структур в решении вопросов борьбы с наркоугрозой в масштабах всей страны.

Вы знаете, что Стратегия государственной антинаркотической политики была недавно утверждена президентом РФ Дмитрием Медведевым и стала единым основополагающим документом, определяющим совместные действия общества и государства в антинаркотической сфере до 2020 года.

Реализация Стратегии ведется по трем основным направлениям: сокращение предложения наркотиков путем пресечения их незаконного оборота; сокращение спроса на наркотики путем совершенствования системы профилактики, лечебной и реабилитационной работы; развитие и укрепление международного сотрудничества.

Для примера рассмотрим ситуацию с уничтожением дикорастущей конопли на территории региона. Эта проблема должна решаться комплексно, и данный вопрос затрагивает интересы не только наркополицейских, но и министерства сельского хозяйства, органов муниципальной власти, а также хозяйствующих субъектов, работающих на земле.

Ведь проблему уничтожения очагов произрастания конопли можно решить не только опрыскиванием химикатами, но и развитием сельского хозяйства, выделением земель под застройку.

Принимаемые на областном уровне решения в сфере противодействия распространению наркомании полностью совпадают с направлениями развития Стратегии. Только лишь в 2009 году в Иркутской области были приняты очень важные и необходимые законы: «О профилактике наркомании и токсикомании в Иркутской области» и «Об определении территории, в пределах которой осуществляется контроль за хранением, перевозкой или пересылкой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в Иркутской области», которые были просто необходимы для более качественной работы правоохранительных органов и субъектов профилактики.

С 2007 года у нас действует областная антинаркотическая комиссия. В ее работе принимают участие руководители всех правоохранительных органов, профильных министерств Иркутской области. Если раньше решения межведомственных комиссий носили рекомендательный характер, то сегодня они обязательны к исполнению и помогают решать некоторые проблемы.

На одном из заседаний антинаркотической комиссии области губернатор Приангарья Дмитрий Мезенцев настоял на увеличении финансирования региональной программы по профилактике наркомании в два раза.

Могу привести еще один пример. Бывают случаи, когда наркополицейские и сотрудники других правоохранительных органов задерживают так называемых глотателей, перевозящих героин в собственных желудках. И наши сотрудники сталкиваются с трудностями в медучреждениях, где необходимо элементарно просветить желудок подозреваемого. Решением проблемы взаимодействия с медучреждениями занялись министр здравоохранения Иркутской области Гайдар Мамедович Гайдаров и, в частности, депутат ЗС Татьяна Семейкина.

Кроме того на заседаниях антинаркотической комиссии были приняты решения по восстановлению региональной системы профилактики в муниципальных образованиях. Сейчас в 30 муниципалитетах работают 38 таких специалистов. Увеличилось и число наркопостов в школах. При Общественной палате была создана комиссия по профилактике социально негативных явлений. На сегодняшний день антинаркотические комиссии созданы во всех 42 муниципальных образованиях региона. Помощь на местах нам необходима, в частности, по лишению наркоторговцев и притоносодержателей права собственности на жилье.

– По официальным данным в прошлом году в регионе состояло на учете более 12 тысяч наркоманов. По последним данным, озвученным в мае на заседании сессии Заксобрания области, в рамках правительственного часа у нас на 100 тысяч населения 475 человек являются наркозависимыми, в СФО – 409, по России – 252. Как вы можете прокомментировать эти цифры? Можно ли назвать значительным снижение числа наркозависимых в Иркутской области?

– С 2005 года намечается тенденция к стабилизации наркоситуации. В 2009 году число больных, стоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания», снизилось на 816 человек.

По сравнению с 2008 годом, число больных подростков, стоящих на диспансерном учете с диагнозом «наркомания», снизилось на 33%. И эта тенденция прослеживается с 2006 года, когда на учете состояло 340 подростков, в прошлом году их было 145. Число больных с впервые поставленным диагнозом «наркомания» также снижается. В 2009 году зафиксировано 640 больных, в то время как в 2005 году на учете состояло 1439 человек. В последнее время уменьшается и количество летальных исходов от передозировки наркотиками – по сравнению с 2007 годом – почти в 2 раза, в 2009 году зафиксировано 98 таких случаев.

Эти цифры свидетельствуют о тенденциях, которые мы можем назвать положительными. Однако нельзя забывать, что наркозависимые, стоящие на диспансерном учете – это лица, которые обратились в медучреждения добровольно. Поэтому еще раз хотел бы подчеркнуть, что цифры официальной статистики для нас – своего рода индикатор, определяющий тенденции развития наркоситуации в регионе.

– Возвращаясь к подростковой теме. На упомянутом выше правительственном часе заместитель начальника Управления ФСКН РФ по Иркутской области Владислав Музейник сообщил, что нет нормативной базы, по которой можно принудительно тестировать школьников на наркоманию. Однако родители могут разрешить подобные проверки. Готова ли ваша служба к проведению таких акций?

– С инициативой тестирования школьников и студентов на предмет употребления наркотических средств руководство ФСКН выступает уже давно. Тестирование станет мощнейшим профилактическим рычагом, так как позволит на ранней стадии выявлять учащихся, которые начали употреблять наркотики. В проведении такой проверки должны быть заинтересованы как родители, так и педагоги и медики. Естественно, тестирование будет проводиться добровольно и никаких карательных мер за собой не повлечет.

Имеется положительный опыт некоторых регионов, который мы готовы внедрять и в Иркутской области. Данные меры должны реализовываться в рамках правового поля после внесения изменений в соответствующие документы министерства образования и министерства здравоохранения и после определения статьи финансирования этих мероприятий.

Если в конкретном учебном заведении антинаркотическая работа проводится на должном уровне, действует наркопост, проводится тестирование школьников, то глубоко сомневаюсь, что это учебное заведение станет выгодным объектом для наркоторговца.

– Как распределяются доли различных видов наркотиков на наркосцене Прибайкалья?

– Порядка 97% наркозависимых Прибайкалья употребляют наркотики опийной группы, остальные – каннабисной. Экзотическими для нас остаются кокаин и синтетические наркотики.

«Синтетика» поступает в наш регион из западных регионов страны. Таблетки распространяются преимущественно среди обеспеченной клубной молодежи. Управлением наркоконтроля при взаимодействии с другими силовыми структурами регулярно проводятся оперативно-профилактические рейды по развлекательным учреждениям Иркутска.

Из Китая в наш регион попадают БАДы для снижения веса, содержащие сильнодействующие вещества, например сибутрамин. Наркотическое средство дезоморфин, курительные смеси, содержащие синтетический каннабиноид, популярные в других регионах страны, на территории Иркутской области широкого распространения не имеют.

– В наркобизнесе крутятся огромные деньги. И это большой соблазн, в том числе для тех, кто борется с этим злом. Расскажите о работе службы собственной безопасности УФСКН. Какие виды правонарушений они выявляют?

– Случаи злоупотребления должностными полномочиями, как правило, единичны. К сожалению, и в своих рядах, и в рядах других правоохранительных органов имеют место факты предательства. Например, в этом году в Тайшете и в Усть-Илимске была пресечена деятельность двух преступных групп, состоящих из сотрудников силовых структур, которые организовали сбыт наркотических средств.

Мы не замалчиваем такие факты. Наверное, вы помните случаи задержания наркополицейских в Братске в 2005 году и в Иркутске в 2008-м. Сейчас бывшие сотрудники наркоконтроля отбывают наказание.

Указанные факты были выявлены сотрудниками отдела собственной безопасности управления наркоконтроля. Требования к наркополицейским стали строже. При поступлении на службу в органы наркоконтроля кандидаты проходят тщательную проверку. Все делается для того, чтобы в органах наркоконтроля служили достойные сотрудники.

– Можете ли вы назвать своего рода горячие точки в области в целом и в Иркутске в частности, где чаще всего совершаются преступления по линии НОН?

– Если руководствоваться количеством зарегистрированных наркопреступлений, обращениями граждан и другими факторами, то я бы назвал Ленинский и Куйбышевский районы Иркутска, города Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово.

В то же время членам преступных групп, деятельность которых пресечена, назначается справедливое наказание. Иркутянка Елена Афанасенко, организовавшая сбыт героина в Иркутске-2, приговорена к 13 годам лишения свободы. Ее подельницы проведут в местах лишения свободы 14 и 14,5 лет.

Организатор преступного сообщества Евгений Чемезов, осуществлявший торговлю героином в Ангарске, приговорен к 22 годам лишения свободы. Это первый приговор в Иркутской области, вынесенный в отношении членов организованного преступного сообщества.

В Усолье-Сибирском в последние годы были приняты серьезные меры в отношении наркоторговцев с печально известной улицы Магистральной. Представители преступных кланов Зубаренко и Ментиненко привлечены к уголовной ответственности. Основные фигуранты дела осуждены.

Вообще документирование организованной преступной группы – это сложный и длительный процесс, так как ее деятельность характеризуется высоким уровнем конспирации, распределением ролей. Следователь может вести расследование преступлений, совершенных в составе ОПГ, от нескольких месяцев до нескольких лет.

Если раньше основная масса дел, направляемых в суды, касалась одиночных наркоторговцев, то сейчас такой подход мы считаем недостатком в работе. Каждый следователь или оперативник знает, что приоритетное направление органов наркоконтроля – борьба с организованной преступностью. В принципе преступление в сфере незаконного оборота наркотиков всегда является групповым.

– Отдельно хотелось бы коснуться темы аптечно-лекарственной наркомании. На улицах рядом с выброшенными шприцами часто можно видеть обертки от некоторых медицинских препаратов, продающихся в аптеках, например «Тропикамид». Также, по официальным данным, за три года в России в три раза выросло потребление кодеиносодержащих препаратов, из которых изготавливаются дешевые наркотики – «Пенталгин», «Коделак» и даже детский «Нурофен». А, к примеру, «Кодтерпин» и вовсе перестали поставлять в аптеки. Что нужно сделать для решения этой проблемы?

– Глазные капли «Тропикамид», используемые наркозависимыми лицами для усиления действия героина, продаются во многих аптеках области. Но реализовываться они должны строго по рецепту. И если работники фармацевтической отрасли отпускают этот препарат без рецепта, то они нарушают законодательство.

Другой яркий пример аптечно-лекарственной наркомании – наркотическое средство дезоморфин, изготавливаемое кустарным способом из кодеинсодержащих препаратов, которые отпускаются в аптеках без рецепта. Распространение этого наркотика приняло угрожающие масштабы более чем в 60 регионах страны. В некоторых регионах число дезоморфиновых наркоманов ежегодно удваивается. Этот наркотик оказывает очень страшное воздействие на организм: за несколько месяцев наркозависимый буквально сгнивает. Поэтому руководство ФСКН России выступило с законодательной инициативой ввести рецептурный отпуск на препараты, содержащие кодеин.

В заключение я хотел бы поблагодарить всех коллег за работу, поблагодарить активных граждан, которые сообщают нам информацию о наркопреступлениях. Как руководитель ведомства хочу заверить, что сотрудники наркоконтроля делают все возможное для стабилизации наркоситуации в регионе. Пусть получается не все, но мы совершенствуемся.

Ежегодно управлением при взаимодействии с заинтересованными структурами проводится около 2 000 профилактических мероприятий, которыми охватывается до 70 000 жителей региона («Неприкосновенный запас – дети Отчизны», «Здоровье молодежи – богатство России», «Призывник», «Классный час», «Горячая линия наркоконтроля»).

Сейчас на территории Приангарья проводится акция «Летний лагерь – территория здоровья» (в рамках этой акции сотрудники силовых ведомств посещают детские оздоровительные лагеря с лекциями). С 1 по 30 июня проводится Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи, где торгуют смертью». В течение месяца наркополицейские принимают сообщения о фактах незаконного оборота наркотиков по различным каналам связи:

по телефону доверия Управления ФСКН России по Иркутской области (3952) 200-049;

по телефону дежурной части Управления ФСКН России по Иркутской области (3952) 28-13-13;

принимая сообщения на сайте Управления ФСКН России по Иркутской области www.38.fskn.gov.ru.

по телефону областного Центра профилактики наркомании (3952) 42-83-64;

по телефону горячей линии губернатора и правительства Иркутской

области 8-800-100-00-38;

через SMS-сообщение на номера:

25025 – для абонентов МТС,

0063 – для абонентов BWC, «Билайн»,

000063 – для абонентов «Мегафон».

СПРАВКА

Алексей Зяблицкий – начальник Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области, подполковник.

Родился в сентябре 1969 года в Иркутске. В 1988 году окончил Бодайбинский горный техникум, затем проходил службу в вооруженных силах. В апреле 1997 года был принят на службу в Бодайбинский межрайонный отдел Управления Федеральной службы налоговой полиции. Во время службы окончил ИрГТУ по специальности «Юриспруденция». В Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков проходит службу с июля 2003 года. Возглавлял Бодайбинский и Усолье-Сибирский межрайонные отделы, работал начальником организационно-инспекторского отдела Регионального УФСКН по Иркутской области, заместителем начальника Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Иркутской области. С марта 2008 года исполнял обязанности начальника Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Иркутской области. Указом президента РФ № 546 от 15 мая 2009 года назначен начальником Управления. Во время службы неоднократно проходил повышение квалификации в учебных центрах органов наркополиции и наркоконтроля.