25.06.2010 12:00
Рубрики
Культура
25.06.2010 12:00

Сергей Мирошниченко: Фильм «Река жизни» иркутяне увидят первыми

В финальный вечер литературных встреч «Этим летом в Иркутске» зрителям не удалось посмотреть последнюю работу известного кинодокументалиста Сергея Мирошниченко «Река жизни». Он не успел закончить фильм, так как лента в процессе работы превратилась в дилогию.

Накладка была компенсирована личной встречей с автором, членом Академии Российского телевидения, заслуженным деятелем искусств РФ, секретарем Союза кинематографистов РФ, руководителем студии «Остров», сценаристом, продюсером и просто интересным человеком с нестандартным взглядом на жизнь.

Встречу начали с отрывка из фильма «Река жизни», где Валентин Распутин читает «Прощание с Матерой». Потом вышел Сергей Мирошниченко и поблагодарил публику за оказанное внимание, извинился, что не удалось закончить ленту в срок, и рассказал о съемках фильма. Кстати, фильм в этот день все-таки показали, правда, о другом великом писателе. Иркутской публике был представлен фильм «Слово» о последних годах жизни Александра Солженицына, который получил российскую национальную премию в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь» как лучший полнометражный неигровой фильм. Перед выступлением Сергей Мирошниченко дал интервью газете «Областная».

– Сергей Валентинович, тот пронзительный отрывок, который показывали на вечере памяти Геннадия Сапронова, – из фильма «Река жизни»? Где снимали этот эпизод?

– Во время поездки по Ангаре я почему-то все время откладывал интервью с Геной, хотя уже снял беседу с Валентином Григорьевичем Распутиным и с Валентином Яковлевичем Курбатовым. Но когда мы доехали до Овсянки – родины Виктора Петровича Астафьева, я понял, что он почему-то там себя очень комфортно чувствует. И мы сняли панораму так, чтобы это могла быть в принципе любая река. Поездка наша подходила к концу, поэтому и Гена был спокойнее. Он говорил так пронзительно, что ничего более ценного я за последнее время не слышал. Знаете, он был классный мужик. Помните, как у Шукшина: мужиков в России мало. Он был такой сильный, крепкий, как Третьяков, который создал галерею, как коллекционер и меценат Рябушинский. Гена из той мощной генерации создателей, которых сейчас очень мало в нашей стране. Для меня его уход – это потеря после смерти Астафьева, пожалуй, самая сильная.

– Поездка по Ангаре, которая легла в основу фильма, была организована Геннадием Сапроновым?

– Оказалось, что Гена был не только прекрасным издателем, но и идеальным продюсером, который все продумал и помогал моделировать все ситуации на съемках. В один из тяжелых моментов у него начались головные боли, и тогда нужно было остановиться. Он переживал за людей, живущих в зоне затопления, за Валентина Григорьевича Распутина. Гена как один из лучших издателей русской литературы понимал, что уходит язык и народ – носитель языка. Под знаком глобализации теряется уникальность и идентичность каждого народа, и он становится населением, у которого культура будет минимальная. Это грозит тем, что постепенно нации могут стать опасной массой без рода и племени.

– Когда иркутяне увидят фильм «Река жизни»?

– Иркутяне увидят его первыми, это я вам обещаю. Фильм будет готов примерно через месяц-полтора, к концу июля, а уже в сентябре я привезу его в Иркутск. Работа над этим фильмом идет непросто. Во-первых, у меня получилось две серии вместо одной и телеканал «Россия», на котором покажут фильм, вынужден будет менять сетку вещания. Сами понимаете, что это очень сложно, хотя руководство канала очень положительно настроено, хорошо относится к Валентину Распутину и будет дальше поддерживать этот проект. Во-вторых, какие-то фильмы я могу делать к датам, но эту хочу закончить как следует. Для меня это очень важная работа, может быть, самая важная в жизни.

Признаюсь, мне Бог дал встречу с тремя великими писателями. Я снимал Виктора Петровича Астафьева, и наша дружба тянулась до его ухода. Потом судьба связала меня с Солженицыным, а теперь – с Валентином Распутиным. И я всегда буду благодарить Гену за то, что он позвонил и сказал: «Сергей, ты должен приехать». У нас сейчас это не принято и все делается за деньги, но я не считаю, что так должно быть.

– Что лежит в основе картины?

– Народ, литература и природа. Как и в «Сталкере», три человека – писатель, литературный критик и издатель – говорят о России. Я задумывал фильм как историю путешествий. Но сама река и сам народ вплелись в эту картину очень органично, в результате получился настоящий эпос. И каждый персонаж, куда бы мы ни приезжали, нес с собой уходящую русскую культуру, язык, воздух. Я осознавал, что таких людей становится все меньше. И тогда я понял боль последних работ Валентина Распутина. Но финал фильма получился позитивным. Несмотря на то, что один герой умирает и у других руки иногда опускаются, – эти сильные люди уходят в вечность по реке жизни. И мы должны на них равняться, протянуть эту «реку жизни» России дальше, как бы нам ни было трудно. Вы знаете, я всегда вспоминаю историю, и для меня пример – еврейский народ, который потерял все: родину, историю, язык, но нашел в себе силы вернуть свою землю, реанимировать ушедший язык и восстанавливать культуру.

– Неужели и нам нужно потерять, чтобы обрести?

– Не думаю, что нам стоит так экспериментировать. Но чтобы сохранить то, что у нас есть, мы – старшее поколение и государство – должны повернуться в сторону молодых людей. Дать им стимул работать в нашей стране. Сейчас наши мужчины настолько ослабели, что у них нет сил любить своих женщин, и настолько стали равнодушными, что даже не могут побороться за свое пространство.

– В чем же причина?

– Наша страна пережила много войн и репрессий, а сильный пол всегда принимает огонь на себя – в сражениях погибают лучшие. Сейчас наши мужчины впали в депрессию пораженчества, они чувствуют себя слабее любой нации. Не так давно мы с моими помощниками искали интересных людей до 30 лет, которые могли бы повлиять на своих сверстников, позвать их к чему-то светлому, к созиданию. Многие писатели прошлого к этому возрасту уже были сформировавшимися личностями. Мы же зашли в тупик, когда поняли, что у нас есть выдающие деловые люди до 30, медийные персоны, авторитетные блоггеры, а людей культуры нет. Я испугался и стал думать, отчего это происходит, откуда этот цинизм, разобщенность, несобранность? Кто тот человек, который может объединить людей? Я считаю, что мы должны искать таких личностей, создавать условия для их развития. Ведь сейчас в мире идет конкуренция мысли, потому что технологии можно получить разными способами, а умение думать украсть нельзя.