28.05.2010 07:02
Рубрики
Культура
28.05.2010 07:02

Чебурген, Мухоморинка и Фата Моргана

В Усадьбе Сукачева открылась выставка авторской куклы

Российский кукольный дом впервые представил свои экспонаты в Иркутске. Это совместный проект иркутской галереи DiaS и законодателя российской кукольной моды – галереи «ВахтановЪ». Конечно, играть в такие куклы и мишки было бы приятно каждому ребенку, однако в случае неосторожного обращения с ними дети могли бы разорить родителей, ведь цена таких «игрушек» начинается от 15 тыс. рублей.

Представленные на выставке экспонаты (а их около 60) – полноценные произведения декоративно-прикладного искусства.

– Авторская кукла несет позитив, в противовес остальному современному искусству, в основе которого в большинстве своем эпатаж и агрессия, – считает директор галереи «ВахтановЪ» Ирина Мызина. – Она априори не может быть злой, потому что с древнейших времен сопровождает человека с младенчества, поэтому понятна детям и взрослым.

Убедиться в этом вы сможете, заглянув в один из старинных деревянных домов в Усадьбе Сукачева, где жила прислуга. Здесь на двух этажах в стеклянных витринах расположились экспонаты. Куклы не просто позволяют любоваться собой, а еще и рассказывают увлекательные истории. Вот дама с фарфоровым лицом в роскошном белом платье (работа художника из Москвы Саши Худяковой) – фея «Фата Моргана», обманывающая морских путешественников призрачными видениями, держит в руке клубок путеводной нити. А вот «Весеннее видение» – красавица вся в дымке и нежной зелени Ирины Дейнеко из Санкт-Петербурга. Или смешная рыжая девочка в веснушках «Мухоморинка» Маргариты Дроздовой из Москвы. И, конечно, похожий на великовозрастного детину «ботаника» – «Чебурген» мастера кукольного авангарда Димы Пж из Москвы.

– Не зря западные журналисты называю российскую куклу литературной и говорят, что ее можно читать, как книгу, – пояснила Ирина Мызина. – Наши мастера не делают просто образ, они создают персонаж. Вот, например, художница Ирина Захарова создала смешного «Ежкина кота», специально для выставки посвященной ежам. А до этого у нее была работа «Хрен редьки не слаще», на которую ее вдохновила редька с дачи. Ей кто-то посоветовал посадить хрен, чтобы вывести редьку. Теперь у нее на участке растет огромное количество хрена и редьки.

На выставке также представлена ее работа «Вестибулярный аппарат», анатомическую точность которой оценит любой доктор, ведь в кукле нашли отражения все составляющие этого органа: молоточек, наковальня и улитка. При этом работа выполнена с весьма нетривиальным юмором.

Не зря произведения российских мастеров ценятся во всем мире. Но так было не всегда, ведь искусство авторской куклы очень молодое, ему чуть более двух десятков лет. Кстати, развитие в России этот вид декоративно-прикладного творчества получил именно благодаря Ирине Мызиной.

– Мне всегда нравились куклы, и я решила попробовать сама их создавать, но, к счастью для кукольного искусства, художник из меня не вышел, – шутит она. – В 1997 году я поехала на всемирную кукольную ярмарку в Нью-Йорке и открыла для себя новый мир. Через месяц создала галерею «ВахтановЪ», названную в честь моего дедушки. Потом в Москве состоялась международная выставка, где приняли участие 13 художников, из них четверо россиян, а все остальные – авторы с мировыми именами. Мы показали очень высокую планку, ведь на западе авторская кукла была тогда на подъеме – ее собирали все звезды Голливуда. Именно тогда актер Брюс Вильяс на благотворительном аукционе купил своей супруге Деми Мур авторскую куклу за 56 тыс. долларов.

А дальше люди, которые пришли на выставку, – заразились кукольным вирусом и решили кардинально поменять свою жизнь: кто-то бросил филологию, кто-то биологию, не защитил кандидатские диссертации. Сегодня среди кукольных мастеров есть люди всевозможных профессий, многие из которых даже увенчаны научными званиями. Кстати, сложилась и российская школа, в элите которой более 20 имен, большинство из которых представлены на этой выставке. Вообще в экспозиции можно увидеть все направления современного кукольного искусства и все разнообразие материалов, из которых их создают, – дерево, пластик, текстиль, фарфор.

– Я десять лет возила наших мастеров на запад и нас пять лет не покупали, не потому что мы были не интересны, а потому что к нам долго присматривались, – вспоминает Ирина Мызина. – Потом нас стали называть в прессе кукольной мафией. А сейчас наши успехи воспринимаются как в порядке вещей. Например, недавно художница из Перми получила медвежачий «Оскар» – золотого Георга на международной выставке.

В Иркутске тоже есть свои талантливые мастера-кукольники. Недаром произведения Марлен Кандинской, Жанны Белобородовой, Ларисы Кловак и Марии Тихоновой совершенно органично соседствуют на выставке с лучшими российскими куклами. А например, работы художницы, создающей мишек, Тедди Марлен Кандинской отмечены Гран-при серьезных российских фестивалей. Все эти авторы – члены Сибирского кукольного дома. Кстати, выставка галереи «ВахтановЪ» в Иркутске стала возможна именно благодаря контактам, налаженным на международной выставке кукол в Москве, куда директор галереи DiaS и один из руководителей Сибирского кукольного дома Диана Салацкая возила иркутских мастеров.