Жилищные проблемы и судебная волокита

На что чаще всего жалуются омбудсмену жители Приангарья

На прошлой неделе был опубликован очередной доклад уполномоченного по правам человека в Иркутской области. На пресс-конференции по итогам года региональный омбудсмен Иван Зелент сообщил, что за прошлый год к нему поступило 1185 обращений от жителей области. По сравнению с предыдущим годом число жалоб немного снизилось, но вот проблем, по мнению уполномоченного, меньше не стало.

Основной темой для обращений к уполномоченному традиционно остаются жилищные права, об их нарушениях говорилось в каждой четвертой жалобе. Кроме того, граждан продолжает волновать несоблюдение их трудовых прав, отмечает Иван Зелент. На эту тему поступило 94 обращения, в основном они касаются невыплаты заработной платы и увольнений. Жители области также сталкиваются с проблемами в социальном обеспечении: 80 жалоб касаются вопросов предоставления льгот, назначения и выплаты пенсий, установления инвалидности и других.

Из рейтинга наиболее актуальных вопросов очевидно, что в основном жители области жаловались на органы исполнительной власти – к уполномоченному поступило около 600 таких обращений. На втором месте жалобы на деятельность правоохранительных органов – 300 обращений. По поводу судебных органов поступило 100 обращений, это в четыре раза больше, чем в 2008 году, отметил Иван Зелент. Эти показатели взаимосвязаны, уверен правозащитник.

– Судебная система работает на основе тех документов, которые готовят следствие, органы прокуратуры и милиция. Если на их уровне будут допущены ошибки, в ходе судебного процесса исправить их сложно. Конечно, мы не вмешиваемся в судебный процесс, но мы можем говорить об оценке работы судебной системы и порой вынуждены обращаться к руководству районных судов или в адрес председателя областного суда.

Особенно уполномоченного беспокоит проблема пыток и жестокого обращения с гражданами со стороны сотрудников правоохранительных органов. В течение года к омбудсмену поступило 95 жалоб на действия сотрудников милиции и 109 обращений на действия сотрудников ГУФСИН, в том числе 60 – по фактам избиений и пыток со стороны представителей этих органов. К правозащитнику неоднократно поступала информация о применении по отношению к подозреваемым и обвиняемым «недозволенных методов физического или психического воздействия» со стороны следователей. В своем докладе уполномоченный приводит несколько подобных случаев.

– Однако работа по жалобам на незаконные действия работников милиции представляет большую сложность, – отмечает Иван Зелент. – Во-первых, такие вопросы требуют участия и независимых экспертов, правозащитных организаций. Во-вторых, в большинстве обращений заявитель уже и не просит о привлечении к ответственности сотрудников милиции, истязавших его. Он ставит своей задачей отмену приговора суда и освобождение из мест лишения свободы.

Как отметил Иван Зелент, органы власти достаточно болезненно воспринимают ту критику, которая содержится в докладе уполномоченного по правам человека. Ведь это не устные обвинения, а подтвержденная документами информация, которая доходит и до высших эшелонов власти. Безусловно, такое информирование повышает результативность работы. Как было отмечено на пресс-конференции, более 20% обращений в аппарат уполномоченного дают результат, что соответствует средним европейским показателям. Остальные обращения граждан направляются по подведомственности в исполнительные органы власти, суды, прокуратуру.

Однако сами граждане, отметил Иван Зелент, часто допускают ошибку, обращаясь за помощью сразу во все инстанции.

– Я понимаю, что люди находятся в стрессовом состоянии, когда посылают обращения, и хотят как можно быстрее решить свою проблему. Но не надо писать сразу президенту страны, премьеру, генеральному прокурору, губернатору, председателю Законодательного Собрания и уполномоченному, – советует омбудсмен. – Все равно рассмотрение вопроса должно идти по подведомственности, начиная с низшего, местного уровня. Тем более что решение большей части задаваемых вопросов – коммунальное хозяйство, жилье, медицинское обслуживание – зависит от местной власти.

Порой обиженные граждане готовы, защищая свои права, идти до высших инстанций, таких как Европейский суд по правам человека. Кстати, почти треть жалоб, рассматриваемых этим судом, – из России. Как рассказал Иван Зелент, есть там и обращения жителей Иркутской области. Это жалобы на пытки, нарушение гражданских прав и прав на справедливый суд.

В заключение региональный омбудсмен отметил, что пока в нашей стране обойтись без такого общественного института, как уполномоченный по правам человека, невозможно. При этом необходимо решить вопрос его взаимодействия с административными органами, совершенствовать правовую базу деятельности и круг полномочий.

– Пока мы работаем больше на основе соглашений и на инициативе, – констатировал Иван Зелент.