«Главное, чтобы он был»

Продолжается дискуссия о статусе уполномоченного по правам ребенка

На ближайшей сессии Законодательного Собрания 26 мая депутатам во втором чтении предстоит рассмотреть законопроект «Об уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области». По-прежнему категорически против этого закона выступает уполномоченный по правам человека в Иркутской области Иван Зелент, который считает, что уполномоченный по правам ребенка должен быть заместителем уполномоченного по правам человека.

Омбудсмена не останавливает тот факт, что на апрельской сессии депутаты одобрили концепцию закона «Об уполномоченном по правам ребенка в Иркутской области». Пока закон не вступил в силу, Иван Зелент пообещал отстаивать свою точку зрения всеми доступными ему способами. 29 апреля он обратился к губернатору и письменно изложил свою точку зрения по этому вопросу. Ответ от высшего должностного лица региона Иван Зелент рассчитывает получить перед майской сессией. На пресс-конференции по итогам работы за прошедший год он еще раз вернулся к этому вопросу.

– Большинство регионов России, где работает уполномоченный, ввели должность уполномоченного по правам ребенка в структуру того же аппарата, в качестве заместителя. Права ребенка часто связаны с правами его родителей, семьи. Их будет очень сложно разделить. По новому закону я не могу заниматься правами ребенка, но при этом я не могу не защищать права семьи, где есть ребенок. Если нарушения прав детей окажутся связанными с нарушением прав взрослых, этот вопрос будет передаваться от одного уполномоченного другому. Переадресация, дополнительная переписка – это не сделает взаимодействие более эффективным. Да и структура будущего аппарата детского уполномоченного слишком мала – всего пять человек, из них как минимум два будут заняты организационно-хозяйственными вопросами.

С позицией уполномоченного согласна председатель Иркутского регионального отделения Всероссийского детского фонда Светлана Кулинич, считая, что это разумнее с точки зрения практической реализации прав и по защите взрослых людей, и по отстаиванию интересов детей:

– Я не представляю, как можно разделить детей и семью, потому что это взаимопроникающие вещи. Мне знаком питерский опыт: там соединили обе структуры и на практике убедились, что так более рационально. Одно дело, разделение на уровне страны, когда выбираются какие-то направления, и по ним идет работа. А что касается территорий, мне кажется, Иван Зелент прав. Может быть, было бы разумным сделать обоих уполномоченных в одной структуре, с одним аппаратом, наделив их равнозначными полномочиями. У людей не будет путаницы, куда обращаться, когда они будут знать, что оба уполномоченных работают вместе.

Ряд депутатов ЗС придерживаются противоположной точки зрения. Например, председатель комитета по здравоохранению и социальной защите ЗС Татьяна Семейкина считает, что подчиненное положение уполномоченного по правам ребенка неэффективно:

– Второй человек в любой структуре, это все же второй. Он не самостоятелен в принятии решений, и требовать от него эффективной работы в такой ситуации не всегда возможно. Спорные моменты можно решить за столом переговоров. Мы предполагаем, что эти должности будут занимать люди грамотные и компетентные, которые не позволят личным амбициям помешать общему делу.

По мнению председателя комитета по социально-культурному законодательству Ирины Синцовой, уполномоченный по правам ребенка должен быть самостоятельным, поскольку необходимо выстроить в области такую же вертикаль, какая работает на федеральном уровне. Она позволила бы достичь более быстрого реагирования, наладить прямые связи и осуществлять контроль.

– Мы смотрели несколько вариантов законов, которые сегодня применяются в субъектах Российской Федерации в части уполномоченного по правам ребенка, – напомнил председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС Борис Алексеев. – Это вариант, когда уполномоченный входит в структуру аппарата губернатора. Вариант, когда уполномоченный работает в структуре уполномоченного по правам человека, являясь его заместителем. И, наконец, выбрали тот, который устанавливает самостоятельность уполномоченного по правам ребенка и от исполнительной власти, и от законодательной. Мы придерживаемся той точки зрения, что в Иркутской области должно действовать два института уполномоченных, со своей структурой, аппаратами, правами и обязанностями.

Депутат не исключил, что сам закон может быть принят и на очередной сессии 26 мая, «но вместе с тем по отдельным статьям, вполне возможно, он вступит в силу с 1 января 2011 года.

– Мы не торопимся, все состыковываем, взвешиваем и уточняем, – отметил Борис Алексеев.

18 мая на заседании комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении ЗС заместитель губернатора, полномочный представитель главы региона в ЗС Виктор Игнатенко сообщил, что Дмитрий Мезенцев рассмотрел предложение Ивана Зелента и согласился с депутатским корпусом.

– Ситуация с защитой прав детей в нашем регионе серьезная и, мягко говоря, вызывает озабоченность у общественности, – говорит старший помощник руководителя следственного управления Владимир Саловаров. – Расследованием уголовных дел по тяжким преступлениям, совершенным в отношении детей, занимаются лучшие следователи следственного управления. Такие дела находятся на особом контроле не только в нашем управлении, но и у руководителей Следственного комитета России. Для нас главное, чтобы институт уполномоченного по правам ребенка в Иркутской области был создан и работал.